ÜRO varasem rahutagamise kogemus ja UKR plaan "B" 1 OSA
Миротворческий опыт ООН и «план Б»урегулирования военно-политического конфликта на востоке Украины
Игорь Лоссовский,Чрезвычайный и Полномочный Посланник Украины,кандидат физико-математических наук
часть 1
Сущность Минских договоренностей и «Нормандский» переговорный форматКак
известно, общий смысл договоренностей, достигнутых в Минске в ходе
переговоров в рамках Трехсторонней контактной группы (ТКГ) по мирному
урегулированию ситуации на востоке Украины зафиксировано в следующих
документах: Протокол по итогам консультаций ТКГ о совместных шагов,
направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины П . Порошенко и инициатив Президента России В. Путина от 5 сентября 2014 г. .; Меморандум
о выполнении положений Протокола по итогам консультаций ТКГ
относительно шагов, направленных на имплементацию Мирного плана
Президента Украины и инициатив Президента России от 19 сентября 2014 г.
.; Комплекс мероприятий по выполнению Минских договоренностей от 12 февраля 2015 г. .; Декларация Президента Украины, Президента Французской Республики Ф.
Олланда, Канцлера Федеративной Республики Германия А.Меркель и
Президента РФ, о поддержке Комплекса мер по имплементации Минских
договоренностей, одобренного в Минске 12 февраля 2015 [1].
В
Париже 2 октября 2015 в рамках встречи лидеров стран «Нормандской
четверки» (Украина, Франция, Германия, Россия) было согласовано общее
понимание и порядок реализации положений Минских договоренностей, в
частности: подтверждена необходимость полного соблюдения режима
прекращения огня как основы деэскалации ситуации; для уменьшения напряженности договоренность о начале отвода танков и пушек калибром до 100 мм, минометов до 120 мм .; согласовано необходимость усиления роли ОБСЕ в процессе мирного урегулирования кризиса на Донбассе. При
этом, Специальная мониторинговая миссия (СММ) ОБСЕ должна получить
полный и беспрепятственный доступ к оккупированных районов Донбасса, в
частности, не контролируемой Украины участка российско-украинской
государственной границы; раз отмечено, что местные выборы «в отдельных районах Донецкой и
Луганской областей» должны быть проведены исключительно в рамках
украинского законодательства и стандартов ОБСЕ, при условии обеспечения
наблюдения со стороны БДИПЧ ОБСЕ.
Рассмотрим «Нормандский формат» с точки зрения взаимных обязательств сторон. В
практике международных отношений стороны, вступающие в переговоры по
решению какой-то проблемы, как правило, берут на себя определенные
обязательства. Обязательства
Украины очевидны, и она их достаточно добросовестно и ответственно
выполняет, судя по оценкам ОБСЕ, ООН и беспристрастных участников
«Нормандской четверки» (Германия и Франция). Имеют подобные обязательства другие участники упомянутого формата? Вопрос, к сожалению, риторический. Германия
и Франция являются посредниками, они способствуют переговорам и видят
свою роль в дипломатическом «принуждении к миру» России. Каких-либо других обязательств, также обязательств обеспечения выполнения достигнутых договоренностей, они на себя не берут. При
этом, РФ все время уклоняется от прямой ответственности за агрессию
против Украины и постоянно пытается ввести в переговорный процесс в
качестве юридических сторон террористические учреждения - «ДНР» и «ЛНР».
В результате, среди четырех сторон «Нормандского формата» ответственность берет на себя исключительно Украины. Кроме
того, свои усилия «нормандцы» направляют на перевод всего переговорного
процесса в «Минский формат», где ОБСЕ и Россия выступают в качестве
наблюдателей, а Украина - снова единственная сторона-ответчик [2].
Правовой статус Минских договоренностей и возможные расширенные форматы переговорного процесса
В
такой парадоксальной ситуации напрашивается логичный вопрос о
необходимости расширения переговорных форматов с включением в них других
влиятельных и ответственных сторон. Одним
из самых оптимальных форматов урегулирования военно-политического
кризиса в Украине мог бы стать переговорный формат с участием всех
сторон-подписантов Будапештского «Меморандума о гарантиях безопасности в
связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного
оружия», заключенного лидерами США, Великобритании , Украины и России 5 декабря 1994. К гарантиям, сформулированных в меморандуме тот же день присоединились руководители КНР и Франции [3, 4]. Поскольку гарантии безопасности и неприкосновенности были
предоставлены Украине пятью мощными государствами мира - ядерными
государствами и постоянными членами СБ ООН, все они, и прежде всего -
Россия, должны нести юридическую ответственность за военную агрессию
против Украины, нарушение ее суверенитета и территориальной целостности.
В
последнее время среди политиков и в экспертной среде происходит
дискуссия относительно международно-правового статуса Минских
договоренностей и деятельности ТКГ. Имеют ли они юридически обязывающий характер, как и международные договоры? Соответствуют ли они условиям международной «Венской конвенции о праве международных договоров»? Ответ,
по нашему мнению, такова: переговоры в рамках ТКГ, происходящие в
Минске и в «нормандской формате» на разных уровнях должны прежде всего
политический характер и направлены на политико-дипломатическое
урегулирование ситуации в оккупированных районах Донецкой и Луганской
областей Украины. Вместе
с тем, Минские договоренности заключались при посредничестве
международных партнеров Украины, в частности Франции, Германии и ОБСЕ. Они
базируются на положениях Мирного плана Президента Украины и учитывают
его ключевые приоритеты по стабилизации в отдельных районах Донецкой и
Луганской областей, в частности прекращение огня, вывод иностранных
войск с территории Украины, создание других предпосылок для продолжения
мирного урегулирования. Таким
образом, эти договоренности не является международным договором в
понимании Закона Украины «О международных договорах Украины» и «Венской
конвенции о праве международных договоров» [5], поэтому не содержат
международно-правовых обязательств сторон и не подлежат ратификации. В то же время Минские договоренности несут политическую нагрузку,
играют важную роль в укреплении переговорных позиций Украины,
консолидируют международную поддержку противодействия российской
агрессии и является на сегодняшний день единственным переговорным
механизмом по урегулированию конфликта.
Комплекс
мероприятий по выполнению Минских договоренностей было поддержано на
саммите «Нормандской четверки» 12 февраля 2015, а также СБ ООН принятием
17 февраля 2015 соответствующей резолюции №2202 (2015). Важным
фактором является также прямая связь между выполнением Минских
договоренностей и продолжением санкций ЕС против РФ, закрепленный в
Заключении Европейского Совета 20 марта 2015. Минские
договоренности и связанное с ними некоторое снижение военной напряжения
на Донбассе создали также предпосылки для усиления обороноспособности
Украины и дальнейшего поиска новых подходов к решению проблемы
вооруженной агрессии России против Украины. Несмотря
на имеющийся позитив, часто озвучивается критика, что эти
договоренности заключались под принуждением и угрозой применения Россией
военной силы. В подобных ситуаций в соответствии со ст. 52
Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. .:
«Договор является недействительным, если его заключение явилось
результатом угрозы силой или ее применения в нарушение принципов
международного права, воплощенных в Уставе ООН» [5].
Известный
европейский политик, бывший Маршал Сейма и министр иностранных дел
Польши Р. Сикорский неоднократно высказывался о том, что «Нормандский
формат» не является выгодным для Украины, по его словам, он говорил об
этом Президенту П. Порошенко. Причинами
этого, по мнению Р.Сикорского, является отсутствие активности
европейских лидеров в урегулировании кризиса в Украине, а также их
слабость в противостоянии В. Путину. Оптимальным
для Украины он считает «Женевский формат»: «Был момент, когда русские
были готовы вернуться к формату с участием Украины, России, США и ЕС. Их согласие на это означало бы, что соглашения придерживались бы. Почему этого не произошло? Это вопрос к украинской стороны. Считаю, что это была ошибка ». Следует
также упомянуть, что в Польше неоднократно подчеркивали (кроме Р.
Сикорского, нынешний Президент А. Дуда и МИД Польши), что «Нормандский
формат» исчерпал себя, а отстранение этой страны от участия в
переговорном процессе пошло ему не на пользу. После
своего вступления в должность в августе 2015 президент А. Дуда заявил:
«Есть потребность в создании чего-то нового, новой инициативы с тем,
чтобы достичь мирного урегулирования конфликта. Это должно быть значительно шире формат с участием мощных государств ЕС, но также США и ... соседей Украины »[6].
Главные проблемы в реализации Минских договоренностей
Со временем приближения к завершению в конце декабря 2015 срока
действия Минских договоренностей с деэскалации вооруженного конфликта на
востоке Украины [1] все чаще украинские и иностранные политики,
эксперты и политологи выражают сомнения в реалистичности своевременной
имплементации в полной мере этих договоренностей.Подобные
сомнения высказывались изначально заключения Минских договоренностей,
учитывая недвусмысленность их требований и принципиальные различия
интересов и позиций сторон конфликта относительно главных положений. На
сегодня абсолютно очевидно, что указанные сроки их выполнения будут
продлены на 2016, однако даже в этом случае ничто не гарантирует
выполнения в полном объеме. Главным
камнем преткновения вероятно станут местные выборы на оккупированных
территориях, которые, по минским договоренностям, должны происходить по
законодательству Украины при соблюдении общепризнанных европейских норм и
принципов ОБСЕ и при условии обеспечения присутствия международных
наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ. Такие
нормы должны предусматривать: руководящую и координационную роль
Центральной избирательной комиссии Украины, формирование четких и
непротиворечивых списков избирателей, участие в выборах всех беженцев и
перемещенных лиц, число которых, по оценкам ООН, превышает 2 млн
человек; соблюдение процедуры выдвижения кандидатов; присутствие
на оккупированных территориях украинских партий и партийной
инфраструктуры, а также украинских СМИ, предназначенных ЦИК местных
избирательных комиссий и участков, наблюдателей от политических партий и
общественных организаций; присутствие официальных международных наблюдателей, в первую очередь,
от БДИПЧ ОБСЕ, других международных организаций (СЕ, ПАСЕ, ПА ОБСЕ) и
отдельных государств.
Важным
фактором проведения свободных и демократических выборов, кроме
указанного, является обеспечение демилитаризации, вывод с территории,
где проводятся выборы, воинских формирований, прежде всего иностранных,
обеспечения государственного контроля за границами и тому подобное. Очевидно, что перечисленные условия не укладываются в реалистичные представления о том, что можно осуществить в короткие сроки. Тот
факт, что боевики вряд ли смогут и захотят проводить местные выборы на
оккупированных территориях Донбасса по украинскому законодательству и
нормам ОБСЕ, поскольку это, прежде всего, предусматривало бы вывод
российских вооруженных формирований и передачу контроля над
российско-украинской границей Государственной пограничной службе
Украины, достаточно выгодным для укрепления переговорной позиции Украины. Такая
ситуация фактически гарантирует продолжение действия международных
санкций против России и даже может создавать предпосылки для требований
их усиления, а также избавляет от необходимости выполнения нашим
государством некоторых спорных для ценностей суверенитета Украины
положений Минских договоренностей. Речь
идет, прежде всего о таких, касающиеся амнистии лиц так или иначе
задействованных в сепаратистской деятельности (не говоря уже о
откровенных преступников боевиков), а также об особенностях местного
самоуправления и предоставления юридически неопределенного «особого
статуса» отдельным районам Донбасса (с внесением соответствующих
изменений Конституции Украины), - положения, заложенные под давлением России.
Есть ли альтернатива ОБСЕ на пути урегулирования?
Даже
при оптимистическом сценарии относительно возможной имплементации
Минских договоренностей представляется, что при долго- и среднесрочной
планировании урегулирования конфликта необходимо держать наготове «план
Б» его решения. Наличие такой альтернативы, хотя бы в теоретическом плане, должен дать
возможность задействовать творческие подходы и сформировать гибкие
сценарии урегулирования на основе успешного мирового миротворческого
опыта, накопленного за последние полвека в рамках ООН и других
международных организаций.
Предыдущий
опыт урегулирования конфликтов на пространстве ОБСЕ при ведущей роли
этой организации свидетельствует об общей тенденции их замораживания
(Приднестровье, Абхазия, Нагорный Карабах, Южная Осетия). Даже
лидеры боевиков в непризнанных «республиках» на востоке Украины,
которые надеялись на более активную интеграцию с РФ, сейчас сетуют, что
«Россия стремится заморозить конфликт на Донбассе, превратив его на
второе Приднестровье». Таким
образом Москва пытается ослабить давление на свою экономику,
переживающую трудные времена, и планирует в долгосрочной перспективе
использовать конфликт в Донбассе для перманентного политического
давления на Украину. По
словам одного из лидеров боевиков А. Захарченко, относительное затишье
заставило «добровольцев из России вернуться домой, сократив их число до
1500 человек сейчас с 4 тысяч в прошлом году». Зато Москва направляет десятки своих бюрократов для формирования властных структур сепаратистов [7].Министр
иностранных дел Украины П. Климкин выступая на ежегодном заседании
Совета министров иностранных дел ОБСЕ 3 декабря 2015 в Белграде, выразил
скептическое отношение к предложениям усиления деятельности этой
организации: «Как мы можем интенсифицировать деятельность ОБСЕ из
главных вопросов ее повестки дня, если Организация не
способна обеспечить соблюдение своих ключевых принципов и обязательств?
»[8] в ситуации, сложившейся вокруг кризиса в Украине, не стоит
ограничиваться возможностями только одной ОБСЕ. Необходимо активнее привлекать миротворческий потенциал и опыт других
международных организаций, прежде всего ООН, как главной в вопросах мира
и безопасности.Ведущая роль ООН в урегулировании конфликтов в бывшей ЮгославииНаиболее
успешными примерами международного урегулирования в
Центрально-Восточной Европе можно считать конфликты в бывшей Югославии
1990-х годов. В
процессе распада югославской федерации сначала главной политической
идеей сербского национализма было сохранение единого государства. Впоследствии,
после провозглашения независимости Хорватии и Боснии, речь шла об
отделении от них «этнически сербских территорий» и присоединения к
Сербии ( «воссоединения всех сербских земель и создание Великой
Сербии»). Наконец
появились планы создания на территории Хорватии и Боснии обособленных
образований, контролируемых сербскими вооруженными силами. Основным
путем достижения этих планов стала военная помощь этническим сербам на
территориях новых независимых республик и военная оккупация и аннексия
«этнически сербских территорий». Таким образом, образовалась двухуровневая иерархия субъектов сербско-хорватского конфликта [9; 10].
В
процессе урегулирования конфликтов в бывшей Югославии ведущая роль
отводилась миротворческим возможностям ООН по вспомогательной роли ОБСЕ,
ЕС и НАТО. Прежде всего, это касается конфликта вокруг сербских анклавов на территории Хорватии. Хорватско-сербские
противоречия стали главной компонентой и сути всей региональной
Балканского кризиса, что сделало невозможным дальнейшее существование
федеративного страны. Этому
активно подыгрывали сербские националисты, которые с 1991 проводили
пропагандистскую деятельность в «сербской Славонии» (Хорватия), никогда
не входила в состав сербского государства, однако на территории которой
издавна проживали этнические сербы, которые составляли в некоторых
областях значительную часть или большинство населения. Обе
стороны конфликта исповедовали откровенное противопоставление друг
друга за модели «мы - враги», в которой этническая компонента конфликта
играла ведущую роль, ведь главная линия раскола проходила по этническому
и конфессиональному признаку. Хорватия
рассматривала этот конфликт исключительно как агрессию, причиненный
правящим режимом Югославии против независимой Хорватского государства, а
со своей стороны - войной отечественной [10].
Перспективная модель урегулирования конфликта на востоке Украины
С
учетом широкого международного миротворческого опыта ООН полезны
аналогии и прогнозы возможного развития ситуации на украинском Донбассе
на основе модели урегулирования югославской кризиса, в частности
завершения войны в Хорватии и мирной реабилитации региона Восточной
Славонии, Бараньи, Западного Срема ( «Хорватское Подунавье» ),
на территории которого проживала значительная часть сербского
этнического населения, где в 1991-1995 гг. было квази-государственное
сепаратистское образование «Республика Сербская Краина" (РСК), которая с
мая по ноябрь 1995 п овнистю
прекратила свое существование, как благодаря силовой активности вновь
армии Хорватии (военные операции «Молния» и «Буря» в Западной Славонии
за «молчаливой» поддержки ЕС и НАТО), так и коллективных международных
миротворческих усилий под патронатом ООН в Хорватскому Подунавье, в которых, в частности, участвовал вертолетное подразделение ВС Украины.
Сегодня руководство России не поддерживает идею изменения международного формата вокруг процесса урегулирования на Донбассе. Вместе
с тем, поскольку сама РФ декларирует свое желание разрешения конфликта
на востоке Украины, она должна быть готова поддержать идею размещения
международной миротворческой военной миссии и международных сил ООН в
регионе, в пользу которой неоднократно высказывались Президент Украины
П. Порошенко и другие представители нашей государства. Думается, что руководством Украины был избран правильную тактику постепенного продвижения в ООН указанной инициативы. Так,
18 февраля 2015 Совет национальной безопасности и обороны (СНБО)
Украины приняла обращение к ООН и Евросоюза о развертывании на
территории Украины миссии по поддержанию мира и безопасности. Когда
в апреле 2015 это предложение было озвучено Президентом Украины, ни
ООН, ни, тем более, РФ еще не были готовы к ее конкретному рассмотрению.
Во
время брифинга по итогам заседания СНБО Украины и подписания документов
с НАТО 22 сентября 2015 П.Порошенко заявил, что вопрос приглашение
миротворцев на Донбасс остается актуальным. По мнению президента, на первом этапе миротворцы должны обеспечить
мониторинг на линии соприкосновения, а впоследствии - деэскалацию вдоль
линии государственной границы Украины.
После
того, как в выступлении на заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29
сентября 2015 президент П. Порошенко снова поднял этот вопрос, можно
ожидать, что оно получит в ближайшие месяцы профессиональный экспертный
рассмотрение в соответствующих структурах Секретариата, аппарате
Генерального секретаря и в кулуарах Совета Безопасности этой организации,
которая является ведущей и наиболее авторитетной, универсальной
межправительственной международной организацией, главной задачей которой
является «поддержание международного мира и безопасности и с этой целью
принятия эффективных коллективных мер и предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии »[11]. Что
касается России, то текущая кризисная ситуация на Донбассе, а также в
Крыму, продолжение действия международных санкций против РФ, обострение
экономического кризиса в стране, очевидны признаки роста недовольства
этим со стороны отдельных слоев российского населения, непростая
ситуация вокруг участия России в военных действиях в Сирии,
- все это должно способствовать постепенному формированию крайней мере
нейтральной позиции российского руководства относительно идеи
развертывания такой международной миротворческой военной миссии ООН.
____________________________________________________________________________
Список використаних джерел:
1. Комплекс заходів з виконання Мінських домовленостей // Українська правда. – 12 лютого 2015 р. − http://www.pravda.com.ua/articles/2015/02/12/7058327/
2. Голомша М. Мінські домовленості. Переходимо в 2016 рік // День. – 2 грудня 2015 р. - http://www.day.kiev.ua/…/minski-domovlenosti-perehodymo-v-2….
3. Лоссовський І. До 20-ї річниці будапештських «гарантій»: агресія
Росії проти України як фактор ерозії міжнародно-правових режимів
нерозповсюдження // Зовнішні справи. – 2014. – № 11. – С. 6-11.
4.
Лоссовський І. Міжнародно-правовий статус Будапештського меморандуму:
договір, обов’язковий для виконання всіма його сторонами. – К..: УАЗП. –
2015. – 130 с.
5. Віденська конвенція про право міжнародних договорів − http://zakon4.rada.gov.ua/…/s…/995_118/print1360011924541931
6. New Polish President Andrzej Duda’s interview with POLITICO in full, in the original Polish - http://www.politico.eu/…/andrzezj-duda-polska-wywiad-nato-…/
7. Kravchenko S. Putin Tightens Reins on Ukraine Rebels, Putting
Conflict on Ice // BloombergBusiness. – September, 18. − 2015. - http://www.bloomberg.com/…/putin-tightens-reins-on-ukraine-…
8. Statement by H.E. Mr.Pavlo Klimkin, Minister for Foreign Affairs of
Ukraine at the 22nd Meeting of the Ministerial Council of the OSCE - http://mfa.gov.ua/…/42876-statement-by-he-mrpavlo-klimkin-m…
9. Перепелиця Г. Генезис конфліктів на посткомуністичному просторі
Європи. – НІСД. – К.: «Стилос» ПЦ «Фоліант». – 2003. – С. 188-202.
10. Юго-Восточная Европа в эпоху кардинальных перемен / под ред. А.А. Языковой. – М.: «Весь Мир». – 2007. – С.47-88.
11. Статут Організації Об’єднаних Націй − http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/995_010
pühapäev, 27. august 2017
ATO staap hommikul: 35 vaherahu rikkumist.
Пресс-центр штаба АТО 4 tundi ·
Возведение пресс-центра штаба АТО по 26.08.2017 года.
Прошли сутки в районе проведения АТО было не спокойная. Незаконные вооруженные формирования продолжили обстрелы позиций сил АТО. В большинстве случаев враг применял только стрелковое оружие, а все вооруженные провокации были не долговременная.
Наибольшее количество случаев открытия огня со стороны противника вечером и ночью была на Приморском направлении. Здесь преступники 6 раз обстреливали из крупнокалиберных пулеметов наши укрепления на подступах к Водяного. Краткосрочные огневые провокации зафиксированы и в районах Широкино и Павлополь.
На Донецком направлении в конце суток враг дважды бил из гранатометов по Авдеевский промзоне. Кроме того, боевики несколько раз обстреливали из стрелкового оружия наши опорные пункты неподалеку Зайцев. В ответ украинские защитники дважды открывали огонь.
На Луганском направлении в сутки зафиксирован лишь один обстрел. В течение нескольких минут бандиты вели огонь из стрелкового оружия у Станицы Луганской.
Всего за минувшие сутки российско-оккупационные группировки 35 раз применяли оружие. Потерь среди наших военных нет.
Пресс-центр штаба АТО 4 tundi ·
Возведение пресс-центра штаба АТО по 26.08.2017 года.
Прошли сутки в районе проведения АТО было не спокойная. Незаконные вооруженные формирования продолжили обстрелы позиций сил АТО. В большинстве случаев враг применял только стрелковое оружие, а все вооруженные провокации были не долговременная.
Наибольшее количество случаев открытия огня со стороны противника вечером и ночью была на Приморском направлении. Здесь преступники 6 раз обстреливали из крупнокалиберных пулеметов наши укрепления на подступах к Водяного. Краткосрочные огневые провокации зафиксированы и в районах Широкино и Павлополь.
На Донецком направлении в конце суток враг дважды бил из гранатометов по Авдеевский промзоне. Кроме того, боевики несколько раз обстреливали из стрелкового оружия наши опорные пункты неподалеку Зайцев. В ответ украинские защитники дважды открывали огонь.
На Луганском направлении в сутки зафиксирован лишь один обстрел. В течение нескольких минут бандиты вели огонь из стрелкового оружия у Станицы Луганской.
Всего за минувшие сутки российско-оккупационные группировки 35 раз применяли оружие. Потерь среди наших военных нет.