Об этом в статье «НАТО в Украине: мечты и реальности» на «
Укрінформ»
пишет вице-президент Независимого аналитического центра геополитических
исследований, кандидат военных наук, доцент, генерал-лейтенант запаса
Юрий Радковец.
Украина вряд ли мечтала стать главной крепостью для всей Европы, но именно Россия и подталкивает ее к такой роли
Знаете, в каждом процессе есть
определенная критическая черта. Ну, это когда с определенного момента
события уже не могут развиваться иначе или в обратном направлении. В
украинских СМИ почти незамеченным осталась Неделя НАТО, последние
официальные мероприятия которой завершаются в эту пятницу. И зря ее не
заметили. Потому что она как раз и ознаменовала такого рода «критический
момент» в истории. В свое время в Бухаресте Украине обещали членство в
НАТО, но отказали в Плане действий по членству. Сейчас ситуация прямо
противоположная. Без лишнего шума и без предоставления членства — НАТО
недвусмысленно заявляет о желании помочь в развитии Вооруженных сил
Украины.
Характерны в этом контексте высказывания
председателя Военного комитета НАТО генерала Петра Павла, который
находится в Украине с трехдневным визитом. В прошлую среду он заявил
буквально следующее:
«У НАТО длительная история партнерства с
Украиной, начиная с 90-х годов прошлого века. В 2014 году после
агрессии со стороны России и аннексии ею Крыма это партнерство и
сотрудничество приобрели значительно большую интенсивность. Наша цель —
предоставить Украине всю необходимую помощь для развития боеспособных и
сильных вооруженных сил, способных выступать существенным сдерживающим
фактором для любой дальнейшей агрессии».
Наблюдатели, которые уже имели дело со
стилистикой НАТО, могут заметить в этой фразе определенную новацию.
Слово «deterrence», которое с толерантным «допуском» можно перевести как
«сдерживание», НАТО применяло в отношении России (СССР) только во
времена «холодной войны». При этом страны НАТО рассчитывали
исключительно на себя и никогда, при «сдерживании» чего бы то ни было —
угроз с востока, с юга, от черта лысого, — никогда, не допускали участия
в этом третьих стран. И никогда ранее Украина не упоминалась в таком
контексте.
Это интересное обстоятельство позволяет
нам немного помечтать. Что будет, если НАТО, в конце концов,
действительно решится на не символическое, а на реальное сближение с
Украиной?
КОНТЕКСТ: ХРОНИКИ ДОНБАССА
Несмотря на все уговоры и договоренности
по мирному урегулированию конфликта на Востоке Украины, в последнее
время ситуация на Донбассе в очередной раз обостряется. Вооруженное
противостояния в регионе по напряженности переходит на новый уровень,
что можно сравнить с истерикой ЛДНР во второй половине 2015 года,
которая предшествовала введению российских войск на Донбасс.
Такое оперативное напряжение проявляется
в усилении обстрелов позиций сил АТО со стороны
российско-террористических войск с применением тяжелого вооружения,
запрещенного Минскими договоренностями (в т.ч. орудий и минометов
калибром более 100 мм и реактивных систем залпового огня). Кроме того,
российская сторона ведет более активные локальные наступательные
действия на отдельных направлениях в Донецкой и в Луганской областях.
Цели подобных провокаций России и
сепаратистов остаются неизменными. В первую очередь, они направлены на
принуждение Украины к выполнению российских условий «урегулирования»
конфликта на Донбассе, в частности, к принятию Украиной «закона о
выборах» и проведению местных «выборов» в так называемых «ДНР» и «ЛНР».
Продолжаются и попытки Москвы расширить
территорию самопровозглашенных республик и установить контроль над
важными для них объектами экономической, энергетической и транспортной
инфраструктуры, которые находятся на территориях этих областей,
подконтрольных украинской стороне. В то же время, именно за счет этого
Россия пытается ослабить украинские позиции на Донбассе, поскольку все
упомянутые объекты имеют важное значение и для экономики подконтрольных
Украине районов Донецкой и Луганской областей.
Однако настоящей стратегической целью
России является продолжение войны на истощение Украины, для создания
предпосылок к изменению ее проевропейского руководства на волне
социально-экономического и внутриполитического кризиса в стране. В этой
связи режим Путина возлагает надежды на создание благоприятных условий
уже в результате существующих проблем вокруг правящей коалиции в
парламенте и дискуссий вокруг нового состава правительства Украины.
В этих обстоятельствах нельзя исключать дальнейшей активизации Россией боевых действий на Донбассе и расширения их масштабов.
Наиболее драматическое развитие могли бы
иметь попытки России провести масштабную наступательную операцию с
целью захвата всей территории Донецкой и Луганской областей, а также для
захвата плацдарма для дальнейшего развития наступления в сторону Крыма и
Приднестровья. При этом, как показывает предыдущий опыт (включая захват
русскими войсками города Дебальцево), никакие политические решения в
рамках «Нормандской четверки» или угрозы США и ЕС относительно введения
новых санкций против РФ, не остановят режим Путина.
Единственным инструментом
гарантированного сдерживания России от дальнейших агрессивных действий
является способность к адекватному применению вооруженной силы в ответ.
НАТО: ИГРА НА ОПЕРЕЖЕНИЕ
Осмелимся на рискованный тезис: сильной
стороной НАТО всегда была способность США к стратегическому мышлению.
Она, эта способность, позволяла союзникам принимать верные решения в
сфере безопасности и обороны даже в самые «расслабленные» времена, при
отсутствии прямой угрозы и существенном «похудании» оборонных бюджетов в
отдельных странах Альянса.
При наличии реальной угрозы союзники
перешли от перспективного планирования к реальным действиям по
упреждению и сдерживанию агрессора.
Именно это сейчас осуществляют США и
НАТО на Балтийском и Черноморском направлениях. В частности, это
касается развертывания новых военных командований (штабов) и
подразделений вооруженных сил США и Североатлантического альянса в
Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Румынии и Болгарии. При этом создается
база как для развертывания сил быстрого реагирования НАТО на уровне
батальонных тактических групп, так и более масштабных соединений
(объединений) дивизионного и корпусного звеньев. Цель таких усилий — не
допустить российскую агрессию против стран этого региона.
Это обстоятельство только подтверждает
правильность позиции руководства Украины, которое выступает за
необходимость размещения международных миротворческих сил в зоне
конфликта на Донбассе, включая участие в них военных контингентов от
стран-членов ЕС и НАТО. Можно уверенно предполагать, что положительное
решение этого вопроса сделает невозможным дальнейшее военное вторжение
России в глубину территории Украины, поскольку это неизбежно будет
означать возникновение вооруженного конфликта между Российской
Федерацией и Североатлантическим альянсом, что полностью неприемлемо для
Москвы.
Исходя из этого, демонстрация ведущими
странами мира четкой, активной и последовательной поддержки идеи
создания международной миротворческой миссии на Востоке Украины стала бы
реальной и наиболее действенной помощью Украине в ее противостоянии с
Россией. Именно это Украина хотела бы видеть от своих союзников и
партнеров.
Понятно, что против развертывания
международных миротворческих сил на Донбассе категорически выступает
Россия, поскольку положительное решение данного вопроса будет означать
окончательный крах планов Кремля по установлению своего политического
контроля над Украиной.
Вместе с тем, простое продвижение этой
инициативы, постоянное и активное обсуждение ее на всех уровнях (включая
ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО, G20, G-7 и т.д.), даже при сохранении негативной
реакции со стороны Москвы, станет достаточно мощным фактором
международного влияния. Своим сопротивлением и дипломатическими
демаршами Россия раз за разом будет проводить «сеансы саморазоблачения»
как страна, которая сознательно создает препятствия для достижения мира
на Донбассе и поддерживает (экспортирует) терроризм.
В то же время, это будет способствовать и
удержанию международного внимания к вооруженной агрессии России против
Украины, поскольку эта тема постепенно начинает отходить «на второй
план» в череде ключевых международных событий, особенно в связи с ростом
угроз исламского экстремизма и терроризма в Европе.
ЕСЛИ НЕ МИРОТВОРЦЫ: НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ
Разумеется, только лишь бесконечное
обсуждение мировым сообществом упомянутых выше вопросов не защитит
Украину от посягательств со стороны путинской России. Если в результате
позиции последней международная миротворческая миссия в Донбассе под
эгидой ООН, ЕС или ОБСЕ является неосуществимой на практике, возникает
вопрос о поиске других действенных способов сдерживания российского
агрессора, в том числе — силовыми средствами.
Одним из таких направлений может и, на
наш взгляд, должно быть полномасштабное включение Украины в коалиционные
системы евроатлантической безопасности, как в военно-политической, так и
непосредственно в военной сферах. Это должно касаться не только
реализации разного рода программ военного и военно-технического
сотрудничества между Украиной и НАТО, но и положить начало постоянному
военному присутствию штабов и войск (сил) Североатлантического альянса
на украинской территории, какой бы фантастикой такое предположение не
казалось бы сегодня.
Конечно, это не остановит российские
провокации в зоне конфликта на Донбассе, включая нападения на силы АТО и
обстрелы мирных населенных пунктов. Вместе с тем, присутствие
подразделений НАТО (в той или иной форме) в тылу украинских войск на
Востоке Украины может стать сдерживающим фактором для России,
сопоставимым по эффекту с развертыванием международных миротворческих
сил на линии соприкосновения сторон вооруженного противостояния в
Донецкой и Луганской областях.
На сегодняшний день отдельные элементы
подобного подхода уже реализуются на практике в рамках организации в
Украине тренировочных центров и групп НАТО. К этой работе привлекаются
военные инструкторы вооруженных сил США, Великобритании, Канады, Польши,
Литвы и ряда других стран Альянса. Кроме того, на украинской территории
систематически проводятся совместные военные учения с участием
украинских подразделений и военных из стран НАТО.
Действительно, начинать можно с
увеличения количества центров подготовки украинских военнослужащих с
участием инструкторов — представителей вооруженных сил стран-членов
НАТО. Разместить их, к примеру, в некоторых северных, восточных и южных
регионах Украины, прежде всего — в Харьковской, Днепропетровской (или
Запорожской), Херсонской, Одесской, а также Черниговской (или Сумской)
областях.
Идея очень привлекательна, особенно с
учетом того, что численность инструкторского состава никогда не бывает
чрезмерной. Естественно, учить украинцев военному делу они должны
«по-взрослому», поэтому такие центры просто обязаны оснащаться
полноценными комплектами вооружения и военной техники (в т.ч. тяжелой), а
также иметь соответствующие полигоны для проведения различного рода
военных учений, маневров и тренировок.
Такие учения должны проводиться как с
целью повышения уровня боевой подготовки украинских войск, так и для
демонстрации поддержки Украины со стороны НАТО и готовности украинских
Вооруженных Сил дать отпор агрессору, в том числе — во взаимодействии со
своими союзниками и партнерами. Для этого учения должны носить плановый
(систематический) характер с привлечением сил и средств авиации, ПВО,
артиллерии и бронетанковой техники, а также с проведением боевых
стрельб. Обязательным и важнейшим условием должно быть проведение
совместных украинского-натовских учений «симметрично» военной активности
России вблизи украинской границы.
ЗАКРЫТЬ НЕБО: ЭТО ОСУЩЕСТВИМО
Среди прочего, Украина должна в полной
мере воспользоваться своими преимуществами. Одно из них — это наличие на
ее территории развитой аэродромной сети, объекты которой могут стать
передовой базой как для тактической (ударной), так и для стратегической
авиации США и других стран НАТО.
На этом же (втором) этапе учебные центры
НАТО на территории Украины могли бы стать и базой для развертывания
штабов и подразделений обеспечения для принятия Сил быстрого
реагирования НАТО — в случае возникновения такой необходимости. По
примеру европейских стран Альянса, тяжелое вооружение для них также
могло бы быть складировано ( «законсервировано») на украинской
территории.
ТРЕТИЙ ЭТАП: ДВУСТОРОННЕЕ НАТО
Действительно, Украина пока не является
членом Североатлантического альянса. Но все вопросы, перечисленные выше,
могут решаться и без формального членства, исключительно на основе
соответствующих двусторонних соглашений, при наличии политических
решения и воли с обеих сторон.
Такой подход открывает просто бездну
возможностей. Его реализация могла бы позволить не только предотвратить
саму возможность дальнейшего военного вторжения России в Украину, но и
замкнуть «кольцо безопасности» НАТО от Балтийского до Черного моря, что
само по себе уже отвечает интересам Североатлантического Альянса.
А вот когда будут созданы и обеспечены
условия для проведения на территории Украины того же комплекса
мероприятий, которые сейчас осуществляются в балтийских и черноморских
странах Североатлантического альянса, тогда и появится полноценная
основа для интеграции Украины в НАТО. В отличие от 2007-2008 годов,
когда Украина так и не смогла получить статус участника Плана действий
по членству в НАТО, нынешняя ситуация вполне благоприятствует этому.
Понятно, что принятие соответствующих
решений по всем вышеперечисленным вопросам потребует твердой,
непоколебимой и даже (смеем утверждать) непреклонной и ответственной
политической решимости как со стороны руководства Украины, так и ведущих
стран НАТО, прежде всего США и ФРГ, учитывая важнейшую роль, которую
Германия играет именно сегодня на позиции действующего председателя в
ОБСЕ.
Понятно также и то, что для реализации
такого сценария должны сложиться чрезвычайные обстоятельства. Но не
Россия ли сама создает именно такие чрезвычайно опасные условия и именно
сейчас — каждый день и каждую минуту, — своей агрессией против Украины?
Украина вряд ли когда-то мечтала стать
главной крепостью для всей Европы, но именно Россия подталкивает ее к
такой роли. Парадокс заключается в том, что именно Россия может и
предотвратить такое развитие ситуации. Но не силой, а умом и мудростью.
Сила здесь не сработает, при каких условиях. На это даже и надеяться не
надо.
Хватит ли России разума и мудрости, чтобы это понять?
http://www.ipnews.in.ua/index.php/2016/04/24/347945/
НАТО готово усилить поддержку Украины, Грузии и Молдовы
В интервью он также обвинил Россию в фальсификации фактов
относительно событий в Крыму в марте 2014 года и добавил, что во время
саммита НАТО летом в Варшаве члены организации обсудят политику
сдерживания по отношению к России и другим мировым угрозам.
"Они (Россия, - ред.) хотят, чтобы мир поверил, что Москва не имеет
никакого отношения к проблемам европейской безопасности. Их версия
событий в Крыму базируется исключительно на правовой софистике и
фальсификации фактов, но совершенно очевидно, что Россия была агрессором
в насильственном изменении границ впервые со времен Второй мировой
войны и продолжает нарушать суверенитет Украины", - считает Вершбоу.
Напомним, ранее посол США при НАТО Дуглас Лут заявил, что
у НАТО нет никаких шансов на расширение в ближайшем будущем из-за опасности дестабилизации России.
https://www.rbc.ua/rus/news/nato-gotovo-usilit-podderzhku-ukrainy-gruzii-1461450026.html