esmaspäev, 28. august 2017

ÜRO varasem rahutagamise kogemus ja UKR plaan "B" 2 OSA


часть 2

История продвижения Украины


идеи начала миротворческой миссии ООН в Донбассе


Верховная Рада 17 марта 2015 поддержала президентский проект постановления об обращении в Совет Безопасности ООН и Совета Евросоюза о развертывании на территории страны международной операции по поддержанию мира и безопасности. Представительство Украины при ЕС передало руководству Евросоюза это обращение с просьбой рассмотреть его и начать консультации о начале операции ЕС в рамках общей политики безопасности и обороны. При этом Генеральный секретарь ОБСЕ Л. Заньер заявил, что "не уверен в том, что миротворческая операция ООН в Украине будет более успешной, чем работа наблюдателей СММ ОБСЕ". По его мнению, ОБСЕ должна настойчивее работать и стараться получить больший доступ в зоне конфликта. В то же время, министр иностранных дел РФ С. Лавров заявил, что российская сторона готова рассмотреть вопрос присутствия миротворцев на Донбассе в случае, "если стороны конфликта заинтересованы в этом". Что касается возможности развертывания на востоке Украины миротворческой миссии Евросоюза, которое не требовало бы специального решения СБ ООН и мандата этой организации (хотя такой мандат придавал бы большей легитимизации миссии), то, как заявил 26 апреля 2015 Президент Европейского совета Д. Туск: "на сегодняшний день и в ближайшем будущем невозможно достичь решения о развертывании на востоке Украины безопасности миссии ЕС". Однако Президент Украины Порошенко на совместной с главой Еврокомиссии Ж. Юнкером пресс-конференции в Брюсселе 27 августа 2015 заявил, что Украина намерена регулярно ставить перед международным сообществом вопрос о введении миротворческой миссии на Донбасс. Такая международная миротворческая миссия могла бы быть и комплексной, представленной как элементами ООН, так и ЕС, и ОБСЕ.


В начале июня 2015 Верховная Рада поддержала изменения в Закон Украины "О порядке допуска и условиях пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины", а 25 июня президент поставил под этим документом свою подпись. Это законодательно урегулировало вопрос проведения на территории нашего государства международной операции по поддержанию мира и безопасности в части расширения оснований для допуска и пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины. Статья 3 закона "О порядке допуска и условиях пребывания подразделений ВС других государств на территории Украины" дополнен положением, которое предусматривает, что целью пребывания иностранных вооруженных сил в нашей стране может быть "предоставление Украине, по ее просьбе, помощи в виде проведения на ее территории международной операции по поддержанию мира и безопасности на основании решения ООН или ЕС ". Кроме того, закон запрещает участие в таких операциях вооруженных сил государств, "которые решают против Украины вооруженную агрессию", что исключает участие в миротворческих операциях России [1].


План противодействия российской агрессии Р. Сикорского

В конце августа 2015 Р.Сикорский предложил несколько экзотический план остановки агрессии России против Украины: "Во-первых, необходимо убедить Президента РФ, территории стран-членов НАТО - это не регион для российских военных авантюр. Во-вторых, я бы убедил Путина, если он продвинется дальше на территорию Украины, он столкнется с длительным конфликтом, который ему не выиграть. И третье - время работает против Путина. Украина проводит реформы, в то время как конфликт обходится России слишком дорого. И тогда он мог бы пойти на сделку и отказаться е д оккупации Украины. Нужен процесс, в котором участвовали бы США и ЕС, который урегулировал бы в результате все конфликты на постсоветском пространстве - Приднестровье, на Кавказе и другие "[2].


Карл Бильдт о миротворческой миссии ООН в Донбассе


В англоязычном электронном ресурсе "Project Syndicate" 15 июля 2015 была размещена статья "Надлежащее вмешательства в Украине" известного европейского политика К. Бильдта - бывшего премьер-министра (1991-1994 гг.) И министра иностранных дел (2006-2014 гг.) Швеции, многолетнего лоббиста и сторонника европейской интеграции Украины. Материал имел достаточно широкую огласку в СМИ, и не только украинских. Он был напечатан 21 июля под другим названием - "Миротворцы в Украине? Это возможно" - в ведущей канадской федеральной ежедневной газете "The Globe and Mail" [3]. Карл Бильдт является бескомпромиссным критиком агрессивной внешней политики президента В. Путина по странам постсоветского пространства и военной агрессии против Украины. Напомним, что в середине 1990-х годов этот политик занимал ряд ответственных дипломатических должностей в системе ООН и Европейского Союза: Специального посланника ЕС в бывшей Югославии, Верховного Представителя по Боснии и Герцеговины (БиГ), Специального Посланника ООН на Балканах, Сопредседатели Дейтонского мирного конференции по БиГ. Широкий международный миротворческий опыт дал ему возможность провести некоторые аналогии и прогнозировать возможное развитие ситуации на украинском Донбассе на основе модели урегулирования югославской кризиса 1990-х годов, в частности завершения войны на территории Хорватии и мирной реабилитации "Хорватского Подунавья". По мнению К. Бильдта, если Россия действительно хочет решить конфликт на востоке Украины, она должна быть готова поддержать размещение миротворческой миссии ООН в регионе. Эта миссия будет способствовать мирной реабилитации региона, обеспечит контроль границы в зоне конфликта и возвращение перемещенных лиц. Это могло бы создать благоприятные базовые условия для надлежащего выполнения принципиальных положений Минских договоренностей, прежде всего, о проведении легитимных местных выборов. В качестве успешной модели мирного реабилитации и реинтеграции К. Бильдт предлагает пример "надлежащего вмешательства" ООН и создание осенью 1995 института временного международного протектората (UNTAES) - Переходного администрации ООН для пограничного с Сербией региона Хорватии.


Позиция российских политиков и экспертов


Российская газета "Коммерсант" приводит мнения известных российских экспертов, которые поддерживают идею введения в Украине миротворческой миссии:"Присутствие миротворцев под эгидой ООН - единственный способ покончить с войной в Донбассе". Однако, по мнению российских специалистов, Пакетная сделка Минск-2 не предусматривала участия миротворцев ООН в Украине только по одной причине: Порошенко тогда был категорически против этого, а Евросоюз не был готов к такому шагу без согласия официального Киева. Некоторые российские эксперты считают, что миротворцы с мандатом Евросоюза будут неприемлемы для России, не считает ЕС беспристрастным игроком. Также возникает вопрос - на какую территорию распространяется мандат миротворцев? "Если они будут размещены на линии разграничения, в буферной зоне, такой вариант может быть выгоден России. Если же будет предпринята попытка разместить миротворцев также на российско-украинской границе, эта идея может вызвать неприятие Москвой, которая не хочет, чтобы граница стала препятствием для взаимодействия с ДНР и ЛНР »[4].


Преимущества развертывания миссии ООН

Введение указанной миссии ООН могло бы стать эффективным методом деэскалации и полного прекращения военной фазы конфликта; начать процесс мирной реабилитации региона; обеспечить надежный контроль российско-украинской границы в зоне конфликта, возвращение "временно перемещенных" или "внутренне перемещенных" лиц и беженцев; обеспечить их права избирать и быть избранными в представительные органы власти, реинтеграцию Донбасса в Украину с должным соблюдением всех международных норм и правил. Присутствие на востоке Украины международной миротворческой миссии ООН позволит перевести ситуацию в постконфликтную фазу, во время которой, при условии разоружения незаконных военных формирований и вывода несанкционированных иностранных подразделений при наблюдении коллективных международных миротворческих сил, может быть проведено объективное расследование военных преступлений и преступлений, совершенных против мирного населения. Моделью таких расследований могла бы стать так называемая переходная юстиция вроде той, что имела место в бывшей Югославии, когда расследование проводились международными судами. Только после таких расследований можно было бы рассмотреть вопрос о возможности амнистии.


В качестве успешной модели таких переходных процессов мирного реабилитации и реинтеграции можно рассматривать опыт "надлежащего вмешательства" мирового сообщества, в этом случае представленной Организацией Объединенных Наций, и создание в ноябре 1995 Переходного администрации ООН для "Хорватского Подунавья" - пограничного с Сербией региона Хорватии [5; 6].


История урегулирования в бывшей Югославии


и некоторые украинские аналогии


Как настоящее время на территории Донбасса, так и 20-25 лет назад в Хорватии сепаратисты поддерживались федеральной властью сербского диктатора Милошевича, который, как и Путин сегодня, настаивал на том, чтобы проблема решалась прямыми переговорами между сепаратистами и правительством Хорватии. В случае реализации этого плана такая политика могла бы привести только к замораживанию ситуации, легитимизации сепаратистского правительства РСК и последующего ее объединения в рамках "Великой Сербии", или продолжение de facto "независимого" существования.


Международная миротворческая миссия ОБСЕ в Хорватии, которая приступила к работе в январе 1998 параллельно с завершением мандата UNTAES, наблюдала за процессом постепенной передачи власти в регионе от Переходного администрации ООН к центральной власти и местных управленческих структур Республики Хорватия, соблюдением соответствующих международных норм и правил согласно Ердутськимы и Дейтонскими мирными договоренностями 1995г., а также проводила необходимую работу по организации и обеспечению местных выборов осенью 1999 года.


Проводя аналогии с мирным урегулированием конфликта в бывшей Югославии 20 лет назад при широком, активной и инициативной посреднической роли мирового сообщества, прежде всего ООН, НАТО и ЕС и перспективами положительного решения спровоцированной Россией кризиса на востоке Украины, следует обратить внимание на некоторые принципиальные различия, которые могут существенно усложнить применение в Украине "хорватского сценария". Обе кризиса были спровоцированы авторитарными режимами стран, исповедовавших политику политического и силового давления на соседей, стремились построить демократическое общество и добиться реальной независимости. Вместе с тем, если Сербия в середине 1990-х годов была лишь небольшим сегментом бывшей югославской федерации, которая продолжала трещать по швам и распадаться, с посредственной армией и устаревшим вооружением, РФ сегодня в военном отношении является одной из самых мощных государств мира, обладающий вторым ядерным арсеналом на планете, является постоянным членом СБ ООН и имеет высокий политическое влияние на Евразийском пространстве и огромный ресурсный потенциал.


Политические, военные и экономические позиции сербского режима того времени были близки к катастрофическим и не имели никаких весомых внутренних ресурсов, ни военных, ни экономических, ни каких-либо других. Страна находилась в жесткой международной изоляции и под жесткими санкциями ООН. С 1992 по 2000 гг. Была лишена членства в ООН, в этот же период было приостановлено ее членство в ОБСЕ, до 2002 г.. Ее не принимали в Совет Европы. Находясь в такой изоляции и под таким единодушным международным давлением режим Милошевича фактически был готов согласиться на любые коллективные решения и побуждения Запада, поскольку не мог этом ничего противопоставить, оставаясь в полной изоляции. Даже определенная политическая поддержка такого исторического союзника Сербии, как Россия, была довольно ограниченной и недостаточной для продолжения противостояния.
 


Такие соображения относительно внутренних объективных факторов обоснования причин раскола на востоке Украины внушают определенный оптимизм. В то же время, главный внешний фактор, провоцирующий эскалацию конфликта на востоке Украины, к сожалению, значительно более мощным по сравнению с деструктивным фактором режима С. Милошевича в бывшей Югославии. Кроме того, степень решимости, единстве и бескомпромиссности мероприятий мирового сообщества, в том числе военных, предпринятых ею в противостоянии агрессору в 1990-х годах, и сегодняшние реальные шаги являются несопоставимыми. Вместе с тем, есть основания надеяться, что в случае совместных решительных, настойчивых и согласованных усилий Украины и Запада ситуация в Донбассе могла бы получить конструктивное развитие по описанному успешным хорватским сценарию. В любом случае, расширение переговорного формата вокруг процесса урегулирования военно-политического кризиса на востоке Украины (с "Нормандского" формата до "Женевского" и далее к более широкому в рамках ООН) представляется полезным и перспективным, открывать новые возможности для применения имеющегося в ООН миротворческого опыта и инструментария [7], должно ускорить процесс окончательного разрешения конфликта и придать ему большую легитимность.

Попытки реализации идеи введения

миротворческого опыта ООН и ЕС в Украину

В ходе заседания СБ ООН 12 декабря 2015 министр П. Климкин заявил, что Украина настаивает на введении ООН в Украине миротворческой миссии: "Я настоятельно призываю еще раз РБ взять на себя руководство по созданию подобного рода миссии". Он напомнил, что Украина в марте официально обратилась с просьбой в ООН развернуть операцию по поддержанию мира, чтобы обеспечить выполнение Минских договоренностей. Отмечено, что для обеспечения устойчивой деэскалации ситуации в Украине необходимы комплексные международные действия. По словам министра, миротворческая миссия ООН или расширения СММ ОБСЕ позволит обеспечить выполнение таких положений Минских договоренностей, как разоружение незаконных вооруженных формирований, мониторинг и проверка вывода российских войск и оружия, обеспечение гуманитарной помощи и надлежащих возможностей для проведения местных выборов в соответствии со стандартами ОБСЕ [8].


Во время этого же заседания СБ ООН Представитель США в ООН С. Пауэр заявила, что Россия продолжает уклоняться от выполнения Минских договоренностей, не признает факта своей агрессии и пытается перевести процесс урегулирования в другое русло. По ее словам: "В октябре Президент РФ заявил о приверженности стандартам, предусмотренным минского договоренностям, согласился, что срочно необходимо согласовать проведение выборов по этим стандартам. Однако с тех пор сепаратисты отвергали предложения Украины и ОБСЕ из-за того, что они включали доступ свободных СМИ и Украинский политических партий. в результате жители на неподконтрольной украинской власти территории Донбасса не смогли избрать своих представителей одновременно с местными выборами в Украине ". Она отметила, что для достижения мира ежедневные нарушения по линии соприкосновения должны прекратиться, тяжелое вооружение необходимо отвести от линии фронта, СММ ОБСЕ необходимо открыть доступ, до границы, а выборы необходимо провести в соответствии с украинским законодательством и стандартами ОБСЕ. Выборы в Донбассе является ключом к выполнению Минских договоренностей, и США считают недопустимым их промедления и настаивают на том, чтобы Россия способствовала созданию условий для их проведения.


Тридцатого декабря 2015 во время телефонного разговора с лидерами "Нормандской четверки" для поддержания порядка и обеспечения безопасности во время избирательного процесса Президент Украины П. Порошенко снова предложил развернуть на территории оккупированных районов Донбасса специальную миссию Евросоюза по соблюдению мира в рамках Общей политики безопасности и обороны ЕС. Указанное свидетельствует, что идея развертывания на востоке Украины международной миротворческой миссии ООН, а также по возможности ЕС, остается на повестке дня переговоров руководства Украины с высокими международными представителями.


Итак, учитывая накопленный за 70 лет существования ООН богатый миротворческий опыт в различных регионах мира и различных сложных политических и безопасности условиях, думается, что имеющиеся серьезные проблемы на востоке Украины при привлечении миротворческого потенциала этой организации могли бы достаточно быстро получить положительный импульс к урегулированию. Хотя для этого обязательно необходимо принятие специального решения СБ ООН и соответствующее согласие на это РФ, как постоянного члена СБ. Есть надежда на то, что после вступления Украины в 2016-2017 гг. Статуса непостоянного члена СБ у нее появятся некоторые дополнительные возможности продвижения данной инициативы.
 


Поскольку позиция России по развертыванию миссии ООН на востоке Украины не является на сегодня кардинально антагонистической, следует, что при настойчивого продвижения данной инициативы, аргументация ее полезности и эффективности, а также обручения поддержкой большинства стран-членов ООН, прежде всего ведущих государств-членов СБ, она имеет неплохие шансы для реализации. Конкретная модель, схема и способ ее воплощения в жизнь могут быть разработаны соответствующими специалистами ООН и ее стран-членов на основе богатого исторического опыта проведения подобных международных миротворческих операций.

Список использованных источников:
 


1. Інформація інтернет-ресурсу Кореспондент // korrespondent.net/ukraine/3523311-rada-razreshyla-dopusk-myrotvortsev-v-ukraynu
3. Bild C. Peacekeepers in Ukraine? It's possible // The Globe and Mail. - Tuesday, July 21, 2015.
4. Інформація інтернет-ресурсу Кореспондент // korrespondent.net/world/russia/3482802-pressa-rossyy-zachem-kyev-pryhlashaet-myrotvortsev
5. Лоссовський І. Про миротворчу операцію ООН в "сепаратистському" регіоні Хорватії: Деякі аналогії та успішний досвід для Донбасу з Балкан // Газета "День". − № 134 (4502). - 30 липня 2015 р. - С. 3.
6. Лоссовський І. Миротворча операція ООН в "сепаратистському" регіоні Хорватії (1995-1998 рр.): історичні аналогії, принципові відмінності та успішний досвід для Донбасу // Центр дослідження Росії. - 04.08.2015 // www.r-studies.org
7. Федоров В.Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в 21 веке. - М.: Логос. - 20007. - 940 с.
8. Веб-сайт Постійного представництва України при ООН // http://un.mfa.gov.ua/ua/press-center/news/43155-vistup-ministra-zakordonnih-sprav-ukrajini-pklimkina-na-zasidanni-rb-oon-shhodo-situaciji-v-ukrajini-en




АННОТАЦИЯ


Опыт урегулирования конфликтов на пространстве ОБСЕ при ведущей роли этой организации свидетельствует о общей тенденции их замораживания. Наиболее успешными примерами урегулирования в ЦВЕ можно считать конфликты на просторах бывшей Югославии 1990-х годов, где ведущая роль предоставлялась ООН, а вспомогательная - ОБСЕ, ЕС и НАТО. В статье рассмотрена модель урегулирования конфликта вокруг сербский анклавов на территории Хорватии. С учетом миротворческого опыта ООН проведены аналогии и прогнозы возможного развития ситуации на Востоке Украины на примере завершения войны в Хорватии и мирной реабилитации района хорватского Придунавья. Аналогичная модель предлагается в качестве "плана Б" урегулирования военно-политического конфликта на Донбассе.
 
Tõmtšuki opinfo.


Dmitry Tymchuk 

Оперативные данные группы «Информационное Сопротивление».

В течение прошедших суток в ходе обстрелов со стороны российско-террористических войск на Донбассе не фиксировалось использование тяжёлого вооружения и миномётов, «запрещённых Минскими соглашениями», в обстрелах использовалось преимущественно стрелковое вооружение (в т.ч. крупнокалиберные пулемёты и снайперские винтовки), ручные и станковые гранатомёты. Также было зафиксировано использование оккупантами зенитной установки типа ЗУ-23-2 (район южнее Авдеевской «промзоны»).

Продолжает отмечаться высокая активность проведения противником разведывательных мероприятий с использованием войсковой, специальной и радиоэлектронной разведки с целью уточнения боевых порядков сил АТО на переднем крае, а также вскрытия военных объектов в тактическом тылу для их огневого поражения. На протяжении последней недели наибольшая активность ДРГ оккупантов отмечалась в районах т. н. «Бахмутской трассы», Светлодарской дуги, Авдеевки, Горловки, Донецка и Широкино.

В «1-м АК ДНР» и «2-м АК ЛНР» продолжает работать комиссия из штаба 8-й армии ВС РФ. Проверяется наличие, состояние, порядок учета и хранения вооружения и военной техники, материально-технических средств, укомплектованность личным составом, а также состояние боевой готовности соединений и частей обоих «армейских корпусов».

По результатам работы комиссии, в «4-й омсбр 2-го АК ЛНР» выявлены факты низкой боевой и мобилизационной готовности, а также разворовывания финансовых и материально-технических средств. Аналогичная ситуация фиксируется в «9-м ошмп мп» (Новоазовск) и «11-м омсп» (Макеевка) «1-го АК ДНР». Комиссией рассматривается вопрос отстранения от своих должностей и привлечения к уголовной ответственности ряда командиров и должностных лиц.

Для обеспечения террористической деятельности частей и соединений «1-го АК ДНР» и «2-го АК ЛНР», на протяжении недели с территории России в ОРДЛО было доставлено не менее 1500 тонн ГСМ (ж/д. ст. Иловайск, Ровеньки), 60 тонн боеприпасов (ж/д. ст. Михайловка), три танка Т-72, три 122-мм РСЗО “Град” (ж/д. ст. Должанская).

На протяжении последних суток фиксировалось перемещение сил и средств противника:

- в районе на западе Донецка до 5 мелких групп пехоты (по 8-10 чел.), прочёсывавших частный сектор на Жабуньках севернее ставка Бычатник. Данные пехотные группы - из состава подразделения оккупантов, которое базируется на «Вольво-центр». По предварительным данным, командование противника планирует перебросить в данный район и разместить в частном секторе на замаскированных позициях дополнительные огневые средства (миномёты и ЗУ);

- в районе Старомихайловки, севернее Лозового (недостроенная авторазвязка) оккупанты оборудовали новый замаскированный опорный пункт (фиксируется 3 единицы ББМ в капонирах и не менее 3-х единиц замаскированных крупнокалиберных пулемётов). Одновременно боевики провели в районе Второй площадки также ряд мероприятий по усилению своего переднего края - обновили минно-взрывные заграждения, оборудовали ряд дополнительных огневых точек, сформировали резервную группу – не менее усиленного взвода;

- в Донецке на Артемиде в районе авторазвязки фиксировалась колонна грузовиков оккупантов - 4 Урала, Камаз и МАЗ, двигались на запад в сторону Петровского района города. Колонна передвигалась под усиленной охраной российских военнослужащих. Груз не идентифицирован.

Одновременно в «МГБ ДНР» и «МГБ ЛНР» российские кураторы из ФСБ РФ проводят масштабное расследование событий 24 августа с.г., когда во многих городах «ЛДНР» фиксировалась массированная акция украинского подполья по расклеиванию листовок ко Дню Независимости Украины. В отчётах сказано дословно «… акция была внезапной и носила характер заранее организованной и подготовленной», а также что «… нет никакого сомнения, что на территории народных республик действует тщательно залегендированная и эффективная диверсионно-террористическая сеть агентов и местного банд-подполья (прим.: так в оригинале), руководимых специальными службами Украины..». На время расследования ряд руководителей местных структурных подразделений «МГБ» отстранены от выполнения служебных обязанностей.

В прифронтовых р-нах оккупированной части Донецкой обл. агентура «МГБ ДНР» активно распространяет среди местного населения слухи о том, что командование АТО сформировало и перебрасывает на фронт некие «особые штурмовые отряды» сформированные из специально отобранных и подготовленных «националистически настроенных» ветеранов боёв на Донбассе. Согласно слухам, отличительная черта данных «штурмовых отрядов» состоит в том, что они сформированы исключительно из «идолопоклонников», верующих в Перуна и практикующих человеческие жертвоприношения. Во многих случаях фигурируют «подробности» типа «у них чёрный флаг, а на нём череп с костями» или «они носят волчьи шкуры», часто включаются свидетельства «очевидцев», которые, посещая неоккупированную территорию, «лично видели» капища с идолами языческих богов в местах дислокации подразделений ВСУ, с остатками человеческих жертв. Цель данных мифических «штурмовых отрядов» якобы будет состоять в проведении «карательных акций» и «операций устрашения».
ATO staap hommikul: 22 vaherahu rikkumist

Пресс-центр штаба АТО 2 tundi ·


Возведение пресс-центра штаба АТО по 27.08.2017 года. 


В конце прошлой эпохи обстановка в районе проведения АТО существенно не изменилась. Незаконные вооруженные формирования уменьшили количество обстрелов наших позиций, не применялись минометы и другое тяжелое вооружение. Основные вооруженные провокации вдоль всей линии разграничения и в дальнейшем фиксируются только в нескольких точках. Авдеевский промзона и подступы к поселку Водяное - это более 60 процентов от всех случаев открытия огня в сутки. 


Так, на Донецком направлении вечером и ночью враг дважды применял гранатометы и крупнокалиберные пулеметы в районе Авдеевской промзоны. Кроме того гранатометы противника работали на подступах к Майорская и Луганского. На один из таких обстрелов, учитывая угрозу жизни наших военных, украинские воины единственный раз в сутки открывали огонь. 


На Приморском направлении вечером бандиты несколько раз применяли крупнокалиберные пулеметы на подступах к Водяного и Лебединского. 


В общем, за прошедшие сутки незаконные вооруженные формирования 22 раза открывали огонь по позициям сил АТО. Потерь среди наших защитников нет. В большинстве случаев обстрелы были не долговременная и имели откровенно провокационный характер.


pühapäev, 27. august 2017

ÜRO varasem rahutagamise kogemus ja UKR plaan "B" 1 OSA

Миротворческий опыт ООН и «план Б»урегулирования военно-политического конфликта на востоке Украины 

Игорь Лоссовский,Чрезвычайный и Полномочный Посланник Украины,кандидат физико-математических наук


часть 1


Сущность Минских договоренностей и «Нормандский» переговорный форматКак известно, общий смысл договоренностей, достигнутых в Минске в ходе переговоров в рамках Трехсторонней контактной группы (ТКГ) по мирному урегулированию ситуации на востоке Украины зафиксировано в следующих документах: Протокол по итогам консультаций ТКГ о совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины П . Порошенко и инициатив Президента России В. Путина от 5 сентября 2014 г. .; Меморандум о выполнении положений Протокола по итогам консультаций ТКГ относительно шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины и инициатив Президента России от 19 сентября 2014 г. .; Комплекс мероприятий по выполнению Минских договоренностей от 12 февраля 2015 г. .; Декларация Президента Украины, Президента Французской Республики Ф. Олланда, Канцлера Федеративной Республики Германия А.Меркель и Президента РФ, о поддержке Комплекса мер по имплементации Минских договоренностей, одобренного в Минске 12 февраля 2015 [1].


 В Париже 2 октября 2015 в рамках встречи лидеров стран «Нормандской четверки» (Украина, Франция, Германия, Россия) было согласовано общее понимание и порядок реализации положений Минских договоренностей, в частности: подтверждена необходимость полного соблюдения режима прекращения огня как основы деэскалации ситуации; для уменьшения напряженности договоренность о начале отвода танков и пушек калибром до 100 мм, минометов до 120 мм .; согласовано необходимость усиления роли ОБСЕ в процессе мирного урегулирования кризиса на Донбассе. При этом, Специальная мониторинговая миссия (СММ) ОБСЕ должна получить полный и беспрепятственный доступ к оккупированных районов Донбасса, в частности, не контролируемой Украины участка российско-украинской государственной границы; раз отмечено, что местные выборы «в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» должны быть проведены исключительно в рамках украинского законодательства и стандартов ОБСЕ, при условии обеспечения наблюдения со стороны БДИПЧ ОБСЕ. 

 Рассмотрим «Нормандский формат» с точки зрения взаимных обязательств сторон. В практике международных отношений стороны, вступающие в переговоры по решению какой-то проблемы, как правило, берут на себя определенные обязательства. Обязательства Украины очевидны, и она их достаточно добросовестно и ответственно выполняет, судя по оценкам ОБСЕ, ООН и беспристрастных участников «Нормандской четверки» (Германия и Франция). Имеют подобные обязательства другие участники упомянутого формата? Вопрос, к сожалению, риторический. Германия и Франция являются посредниками, они способствуют переговорам и видят свою роль в дипломатическом «принуждении к миру» России. Каких-либо других обязательств, также обязательств обеспечения выполнения достигнутых договоренностей, они на себя не берут. При этом, РФ все время уклоняется от прямой ответственности за агрессию против Украины и постоянно пытается ввести в переговорный процесс в качестве юридических сторон террористические учреждения - «ДНР» и «ЛНР». В результате, среди четырех сторон «Нормандского формата» ответственность берет на себя исключительно Украины. Кроме того, свои усилия «нормандцы» направляют на перевод всего переговорного процесса в «Минский формат», где ОБСЕ и Россия выступают в качестве наблюдателей, а Украина - снова единственная сторона-ответчик [2].


Правовой статус Минских договоренностей и возможные расширенные форматы переговорного процесса

В такой парадоксальной ситуации напрашивается логичный вопрос о необходимости расширения переговорных форматов с включением в них других влиятельных и ответственных сторон. Одним из самых оптимальных форматов урегулирования военно-политического кризиса в Украине мог бы стать переговорный формат с участием всех сторон-подписантов Будапештского «Меморандума о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия», заключенного лидерами США, Великобритании , Украины и России 5 декабря 1994. К гарантиям, сформулированных в меморандуме тот же день присоединились руководители КНР и Франции [3, 4]. Поскольку гарантии безопасности и неприкосновенности были предоставлены Украине пятью мощными государствами мира - ядерными государствами и постоянными членами СБ ООН, все они, и прежде всего - Россия, должны нести юридическую ответственность за военную агрессию против Украины, нарушение ее суверенитета и территориальной целостности. 



В последнее время среди политиков и в экспертной среде происходит дискуссия относительно международно-правового статуса Минских договоренностей и деятельности ТКГ. Имеют ли они юридически обязывающий характер, как и международные договоры? Соответствуют ли они условиям международной «Венской конвенции о праве международных договоров»? Ответ, по нашему мнению, такова: переговоры в рамках ТКГ, происходящие в Минске и в «нормандской формате» на разных уровнях должны прежде всего политический характер и направлены на политико-дипломатическое урегулирование ситуации в оккупированных районах Донецкой и Луганской областей Украины. Вместе с тем, Минские договоренности заключались при посредничестве международных партнеров Украины, в частности Франции, Германии и ОБСЕ. Они базируются на положениях Мирного плана Президента Украины и учитывают его ключевые приоритеты по стабилизации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, в частности прекращение огня, вывод иностранных войск с территории Украины, создание других предпосылок для продолжения мирного урегулирования. Таким образом, эти договоренности не является международным договором в понимании Закона Украины «О международных договорах Украины» и «Венской конвенции о праве международных договоров» [5], поэтому не содержат международно-правовых обязательств сторон и не подлежат ратификации. В то же время Минские договоренности несут политическую нагрузку, играют важную роль в укреплении переговорных позиций Украины, консолидируют международную поддержку противодействия российской агрессии и является на сегодняшний день единственным переговорным механизмом по урегулированию конфликта. 



Комплекс мероприятий по выполнению Минских договоренностей было поддержано на саммите «Нормандской четверки» 12 февраля 2015, а также СБ ООН принятием 17 февраля 2015 соответствующей резолюции №2202 (2015). Важным фактором является также прямая связь между выполнением Минских договоренностей и продолжением санкций ЕС против РФ, закрепленный в Заключении Европейского Совета 20 марта 2015. Минские договоренности и связанное с ними некоторое снижение военной напряжения на Донбассе создали также предпосылки для усиления обороноспособности Украины и дальнейшего поиска новых подходов к решению проблемы вооруженной агрессии России против Украины. Несмотря на имеющийся позитив, часто озвучивается критика, что эти договоренности заключались под принуждением и угрозой применения Россией военной силы. В подобных ситуаций в соответствии со ст. 52 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. .: «Договор является недействительным, если его заключение явилось результатом угрозы силой или ее применения в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН» [5].



Известный европейский политик, бывший Маршал Сейма и министр иностранных дел Польши Р. Сикорский неоднократно высказывался о том, что «Нормандский формат» не является выгодным для Украины, по его словам, он говорил об этом Президенту П. Порошенко. Причинами этого, по мнению Р.Сикорского, является отсутствие активности европейских лидеров в урегулировании кризиса в Украине, а также их слабость в противостоянии В. Путину. Оптимальным для Украины он считает «Женевский формат»: «Был момент, когда русские были готовы вернуться к формату с участием Украины, России, США и ЕС. Их согласие на это означало бы, что соглашения придерживались бы. Почему этого не произошло? Это вопрос к украинской стороны. Считаю, что это была ошибка ». Следует также упомянуть, что в Польше неоднократно подчеркивали (кроме Р. Сикорского, нынешний Президент А. Дуда и МИД Польши), что «Нормандский формат» исчерпал себя, а отстранение этой страны от участия в переговорном процессе пошло ему не на пользу. После своего вступления в должность в августе 2015 президент А. Дуда заявил: «Есть потребность в создании чего-то нового, новой инициативы с тем, чтобы достичь мирного урегулирования конфликта. Это должно быть значительно шире формат с участием мощных государств ЕС, но также США и ... соседей Украины »[6].

Главные проблемы в реализации Минских договоренностей


Со временем приближения к завершению в конце декабря 2015 срока действия Минских договоренностей с деэскалации вооруженного конфликта на востоке Украины [1] все чаще украинские и иностранные политики, эксперты и политологи выражают сомнения в реалистичности своевременной имплементации в полной мере этих договоренностей.Подобные сомнения высказывались изначально заключения Минских договоренностей, учитывая недвусмысленность их требований и принципиальные различия интересов и позиций сторон конфликта относительно главных положений. На сегодня абсолютно очевидно, что указанные сроки их выполнения будут продлены на 2016, однако даже в этом случае ничто не гарантирует выполнения в полном объеме. Главным камнем преткновения вероятно станут местные выборы на оккупированных территориях, которые, по минским договоренностям, должны происходить по законодательству Украины при соблюдении общепризнанных европейских норм и принципов ОБСЕ и при условии обеспечения присутствия международных наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ. Такие нормы должны предусматривать: руководящую и координационную роль Центральной избирательной комиссии Украины, формирование четких и непротиворечивых списков избирателей, участие в выборах всех беженцев и перемещенных лиц, число которых, по оценкам ООН, превышает 2 млн человек; соблюдение процедуры выдвижения кандидатов; присутствие на оккупированных территориях украинских партий и партийной инфраструктуры, а также украинских СМИ, предназначенных ЦИК местных избирательных комиссий и участков, наблюдателей от политических партий и общественных организаций; присутствие официальных международных наблюдателей, в первую очередь, от БДИПЧ ОБСЕ, других международных организаций (СЕ, ПАСЕ, ПА ОБСЕ) и отдельных государств. 


Важным фактором проведения свободных и демократических выборов, кроме указанного, является обеспечение демилитаризации, вывод с территории, где проводятся выборы, воинских формирований, прежде всего иностранных, обеспечения государственного контроля за границами и тому подобное. Очевидно, что перечисленные условия не укладываются в реалистичные представления о том, что можно осуществить в короткие сроки. Тот факт, что боевики вряд ли смогут и захотят проводить местные выборы на оккупированных территориях Донбасса по украинскому законодательству и нормам ОБСЕ, поскольку это, прежде всего, предусматривало бы вывод российских вооруженных формирований и передачу контроля над российско-украинской границей Государственной пограничной службе Украины, достаточно выгодным для укрепления переговорной позиции Украины. Такая ситуация фактически гарантирует продолжение действия международных санкций против России и даже может создавать предпосылки для требований их усиления, а также избавляет от необходимости выполнения нашим государством некоторых спорных для ценностей суверенитета Украины положений Минских договоренностей. Речь идет, прежде всего о таких, касающиеся амнистии лиц так или иначе задействованных в сепаратистской деятельности (не говоря уже о откровенных преступников боевиков), а также об особенностях местного самоуправления и предоставления юридически неопределенного «особого статуса» отдельным районам Донбасса (с внесением соответствующих изменений Конституции Украины), - положения, заложенные под давлением России.
 


Есть ли альтернатива ОБСЕ на пути урегулирования?

Даже при оптимистическом сценарии относительно возможной имплементации Минских договоренностей представляется, что при долго- и среднесрочной планировании урегулирования конфликта необходимо держать наготове «план Б» его решения. Наличие такой альтернативы, хотя бы в теоретическом плане, должен дать возможность задействовать творческие подходы и сформировать гибкие сценарии урегулирования на основе успешного мирового миротворческого опыта, накопленного за последние полвека в рамках ООН и других международных организаций. 


Предыдущий опыт урегулирования конфликтов на пространстве ОБСЕ при ведущей роли этой организации свидетельствует об общей тенденции их замораживания (Приднестровье, Абхазия, Нагорный Карабах, Южная Осетия). Даже лидеры боевиков в непризнанных «республиках» на востоке Украины, которые надеялись на более активную интеграцию с РФ, сейчас сетуют, что «Россия стремится заморозить конфликт на Донбассе, превратив его на второе Приднестровье». Таким образом Москва пытается ослабить давление на свою экономику, переживающую трудные времена, и планирует в долгосрочной перспективе использовать конфликт в Донбассе для перманентного политического давления на Украину. По словам одного из лидеров боевиков А. Захарченко, относительное затишье заставило «добровольцев из России вернуться домой, сократив их число до 1500 человек сейчас с 4 тысяч в прошлом году». Зато Москва направляет десятки своих бюрократов для формирования властных структур сепаратистов [7].Министр иностранных дел Украины П. Климкин выступая на ежегодном заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ 3 декабря 2015 в Белграде, выразил скептическое отношение к предложениям усиления деятельности этой организации: «Как мы можем интенсифицировать деятельность ОБСЕ из главных вопросов ее повестки дня, если Организация не способна обеспечить соблюдение своих ключевых принципов и обязательств? »[8] в ситуации, сложившейся вокруг кризиса в Украине, не стоит ограничиваться возможностями только одной ОБСЕ. Необходимо активнее привлекать миротворческий потенциал и опыт других международных организаций, прежде всего ООН, как главной в вопросах мира и безопасности.Ведущая роль ООН в урегулировании конфликтов в бывшей ЮгославииНаиболее успешными примерами международного урегулирования в Центрально-Восточной Европе можно считать конфликты в бывшей Югославии 1990-х годов. В процессе распада югославской федерации сначала главной политической идеей сербского национализма было сохранение единого государства. Впоследствии, после провозглашения независимости Хорватии и Боснии, речь шла об отделении от них «этнически сербских территорий» и присоединения к Сербии ( «воссоединения всех сербских земель и создание Великой Сербии»). Наконец появились планы создания на территории Хорватии и Боснии обособленных образований, контролируемых сербскими вооруженными силами. Основным путем достижения этих планов стала военная помощь этническим сербам на территориях новых независимых республик и военная оккупация и аннексия «этнически сербских территорий». Таким образом, образовалась двухуровневая иерархия субъектов сербско-хорватского конфликта [9; 10]. 


В процессе урегулирования конфликтов в бывшей Югославии ведущая роль отводилась миротворческим возможностям ООН по вспомогательной роли ОБСЕ, ЕС и НАТО. Прежде всего, это касается конфликта вокруг сербских анклавов на территории Хорватии. Хорватско-сербские противоречия стали главной компонентой и сути всей региональной Балканского кризиса, что сделало невозможным дальнейшее существование федеративного страны. Этому активно подыгрывали сербские националисты, которые с 1991 проводили пропагандистскую деятельность в «сербской Славонии» (Хорватия), никогда не входила в состав сербского государства, однако на территории которой издавна проживали этнические сербы, которые составляли в некоторых областях значительную часть или большинство населения. Обе стороны конфликта исповедовали откровенное противопоставление друг друга за модели «мы - враги», в которой этническая компонента конфликта играла ведущую роль, ведь главная линия раскола проходила по этническому и конфессиональному признаку. Хорватия рассматривала этот конфликт исключительно как агрессию, причиненный правящим режимом Югославии против независимой Хорватского государства, а со своей стороны - войной отечественной [10].
 


Перспективная модель урегулирования конфликта на востоке Украины

С учетом широкого международного миротворческого опыта ООН полезны аналогии и прогнозы возможного развития ситуации на украинском Донбассе на основе модели урегулирования югославской кризиса, в частности завершения войны в Хорватии и мирной реабилитации региона Восточной Славонии, Бараньи, Западного Срема ( «Хорватское Подунавье» ), на территории которого проживала значительная часть сербского этнического населения, где в 1991-1995 гг. было квази-государственное сепаратистское образование «Республика Сербская Краина" (РСК), которая с мая по ноябрь 1995 п овнистю прекратила свое существование, как благодаря силовой активности вновь армии Хорватии (военные операции «Молния» и «Буря» в Западной Славонии за «молчаливой» поддержки ЕС и НАТО), так и коллективных международных миротворческих усилий под патронатом ООН в Хорватскому Подунавье, в которых, в частности, участвовал вертолетное подразделение ВС Украины. 


Сегодня руководство России не поддерживает идею изменения международного формата вокруг процесса урегулирования на Донбассе. Вместе с тем, поскольку сама РФ декларирует свое желание разрешения конфликта на востоке Украины, она должна быть готова поддержать идею размещения международной миротворческой военной миссии и международных сил ООН в регионе, в пользу которой неоднократно высказывались Президент Украины П. Порошенко и другие представители нашей государства. Думается, что руководством Украины был избран правильную тактику постепенного продвижения в ООН указанной инициативы. Так, 18 февраля 2015 Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины приняла обращение к ООН и Евросоюза о развертывании на территории Украины миссии по поддержанию мира и безопасности. Когда в апреле 2015 это предложение было озвучено Президентом Украины, ни ООН, ни, тем более, РФ еще не были готовы к ее конкретному рассмотрению. Во время брифинга по итогам заседания СНБО Украины и подписания документов с НАТО 22 сентября 2015 П.Порошенко заявил, что вопрос приглашение миротворцев на Донбасс остается актуальным. По мнению президента, на первом этапе миротворцы должны обеспечить мониторинг на линии соприкосновения, а впоследствии - деэскалацию вдоль линии государственной границы Украины. 


После того, как в выступлении на заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 сентября 2015 президент П. Порошенко снова поднял этот вопрос, можно ожидать, что оно получит в ближайшие месяцы профессиональный экспертный рассмотрение в соответствующих структурах Секретариата, аппарате Генерального секретаря и в кулуарах Совета Безопасности этой организации, которая является ведущей и наиболее авторитетной, универсальной межправительственной международной организацией, главной задачей которой является «поддержание международного мира и безопасности и с этой целью принятия эффективных коллективных мер и предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии »[11]. Что касается России, то текущая кризисная ситуация на Донбассе, а также в Крыму, продолжение действия международных санкций против РФ, обострение экономического кризиса в стране, очевидны признаки роста недовольства этим со стороны отдельных слоев российского населения, непростая ситуация вокруг участия России в военных действиях в Сирии, - все это должно способствовать постепенному формированию крайней мере нейтральной позиции российского руководства относительно идеи развертывания такой международной миротворческой военной миссии ООН.
 


____________________________________________________________________________

Список використаних джерел:
1. Комплекс заходів з виконання Мінських домовленостей // Українська правда. – 12 лютого 2015 р. − http://www.pravda.com.ua/articles/2015/02/12/7058327/
2. Голомша М. Мінські домовленості. Переходимо в 2016 рік // День. – 2 грудня 2015 р. - http://www.day.kiev.ua/…/minski-domovlenosti-perehodymo-v-2….
3. Лоссовський І. До 20-ї річниці будапештських «гарантій»: агресія Росії проти України як фактор ерозії міжнародно-правових режимів нерозповсюдження // Зовнішні справи. – 2014. – № 11. – С. 6-11.
4. Лоссовський І. Міжнародно-правовий статус Будапештського меморандуму: договір, обов’язковий для виконання всіма його сторонами. – К..: УАЗП. – 2015. – 130 с.
5. Віденська конвенція про право міжнародних договорів − http://zakon4.rada.gov.ua/…/s…/995_118/print1360011924541931
6. New Polish President Andrzej Duda’s interview with POLITICO in full, in the original Polish - http://www.politico.eu/…/andrzezj-duda-polska-wywiad-nato-…/
7. Kravchenko S. Putin Tightens Reins on Ukraine Rebels, Putting Conflict on Ice // BloombergBusiness. – September, 18. − 2015. - http://www.bloomberg.com/…/putin-tightens-reins-on-ukraine-…
8. Statement by H.E. Mr.Pavlo Klimkin, Minister for Foreign Affairs of Ukraine at the 22nd Meeting of the Ministerial Council of the OSCE - http://mfa.gov.ua/…/42876-statement-by-he-mrpavlo-klimkin-m…
9. Перепелиця Г. Генезис конфліктів на посткомуністичному просторі Європи. – НІСД. – К.: «Стилос» ПЦ «Фоліант». – 2003. – С. 188-202.
10. Юго-Восточная Европа в эпоху кардинальных перемен / под ред. А.А. Языковой. – М.: «Весь Мир». – 2007. – С.47-88.
11. Статут Організації Об’єднаних Націй − http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/995_010 


 
ATO staap hommikul: 35 vaherahu rikkumist.

Пресс-центр штаба АТО 4 tundi ·


Возведение пресс-центра штаба АТО по 26.08.2017 года. 


Прошли сутки в районе проведения АТО было не спокойная. Незаконные вооруженные формирования продолжили обстрелы позиций сил АТО. В большинстве случаев враг применял только стрелковое оружие, а все вооруженные провокации были не долговременная. 


Наибольшее количество случаев открытия огня со стороны противника вечером и ночью была на Приморском направлении. Здесь преступники 6 раз обстреливали из крупнокалиберных пулеметов наши укрепления на подступах к Водяного. Краткосрочные огневые провокации зафиксированы и в районах Широкино и Павлополь. 


На Донецком направлении в конце суток враг дважды бил из гранатометов по Авдеевский промзоне. Кроме того, боевики несколько раз обстреливали из стрелкового оружия наши опорные пункты неподалеку Зайцев. В ответ украинские защитники дважды открывали огонь. 


На Луганском направлении в сутки зафиксирован лишь один обстрел. В течение нескольких минут бандиты вели огонь из стрелкового оружия у Станицы Луганской. 


Всего за минувшие сутки российско-оккупационные группировки 35 раз применяли оружие. Потерь среди наших военных нет.