часть 2
История продвижения Украины
идеи начала миротворческой миссии ООН в Донбассе
Верховная Рада 17 марта 2015 поддержала президентский проект постановления об обращении в Совет Безопасности ООН и Совета Евросоюза о развертывании на территории страны международной операции по поддержанию мира и безопасности. Представительство Украины при ЕС передало руководству Евросоюза это обращение с просьбой рассмотреть его и начать консультации о начале операции ЕС в рамках общей политики безопасности и обороны. При этом Генеральный секретарь ОБСЕ Л. Заньер заявил, что "не уверен в том, что миротворческая операция ООН в Украине будет более успешной, чем работа наблюдателей СММ ОБСЕ". По его мнению, ОБСЕ должна настойчивее работать и стараться получить больший доступ в зоне конфликта. В то же время, министр иностранных дел РФ С. Лавров заявил, что российская сторона готова рассмотреть вопрос присутствия миротворцев на Донбассе в случае, "если стороны конфликта заинтересованы в этом". Что касается возможности развертывания на востоке Украины миротворческой миссии Евросоюза, которое не требовало бы специального решения СБ ООН и мандата этой организации (хотя такой мандат придавал бы большей легитимизации миссии), то, как заявил 26 апреля 2015 Президент Европейского совета Д. Туск: "на сегодняшний день и в ближайшем будущем невозможно достичь решения о развертывании на востоке Украины безопасности миссии ЕС". Однако Президент Украины Порошенко на совместной с главой Еврокомиссии Ж. Юнкером пресс-конференции в Брюсселе 27 августа 2015 заявил, что Украина намерена регулярно ставить перед международным сообществом вопрос о введении миротворческой миссии на Донбасс. Такая международная миротворческая миссия могла бы быть и комплексной, представленной как элементами ООН, так и ЕС, и ОБСЕ.
В начале июня 2015 Верховная Рада поддержала изменения в Закон Украины "О порядке допуска и условиях пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины", а 25 июня президент поставил под этим документом свою подпись. Это законодательно урегулировало вопрос проведения на территории нашего государства международной операции по поддержанию мира и безопасности в части расширения оснований для допуска и пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины. Статья 3 закона "О порядке допуска и условиях пребывания подразделений ВС других государств на территории Украины" дополнен положением, которое предусматривает, что целью пребывания иностранных вооруженных сил в нашей стране может быть "предоставление Украине, по ее просьбе, помощи в виде проведения на ее территории международной операции по поддержанию мира и безопасности на основании решения ООН или ЕС ". Кроме того, закон запрещает участие в таких операциях вооруженных сил государств, "которые решают против Украины вооруженную агрессию", что исключает участие в миротворческих операциях России [1].
План противодействия российской агрессии Р. Сикорского
В конце августа 2015 Р.Сикорский предложил несколько экзотический план остановки агрессии России против Украины: "Во-первых, необходимо убедить Президента РФ, территории стран-членов НАТО - это не регион для российских военных авантюр. Во-вторых, я бы убедил Путина, если он продвинется дальше на территорию Украины, он столкнется с длительным конфликтом, который ему не выиграть. И третье - время работает против Путина. Украина проводит реформы, в то время как конфликт обходится России слишком дорого. И тогда он мог бы пойти на сделку и отказаться е д оккупации Украины. Нужен процесс, в котором участвовали бы США и ЕС, который урегулировал бы в результате все конфликты на постсоветском пространстве - Приднестровье, на Кавказе и другие "[2].
Карл Бильдт о миротворческой миссии ООН в Донбассе
В англоязычном электронном ресурсе "Project Syndicate" 15 июля 2015 была размещена статья "Надлежащее вмешательства в Украине" известного европейского политика К. Бильдта - бывшего премьер-министра (1991-1994 гг.) И министра иностранных дел (2006-2014 гг.) Швеции, многолетнего лоббиста и сторонника европейской интеграции Украины. Материал имел достаточно широкую огласку в СМИ, и не только украинских. Он был напечатан 21 июля под другим названием - "Миротворцы в Украине? Это возможно" - в ведущей канадской федеральной ежедневной газете "The Globe and Mail" [3]. Карл Бильдт является бескомпромиссным критиком агрессивной внешней политики президента В. Путина по странам постсоветского пространства и военной агрессии против Украины. Напомним, что в середине 1990-х годов этот политик занимал ряд ответственных дипломатических должностей в системе ООН и Европейского Союза: Специального посланника ЕС в бывшей Югославии, Верховного Представителя по Боснии и Герцеговины (БиГ), Специального Посланника ООН на Балканах, Сопредседатели Дейтонского мирного конференции по БиГ. Широкий международный миротворческий опыт дал ему возможность провести некоторые аналогии и прогнозировать возможное развитие ситуации на украинском Донбассе на основе модели урегулирования югославской кризиса 1990-х годов, в частности завершения войны на территории Хорватии и мирной реабилитации "Хорватского Подунавья". По мнению К. Бильдта, если Россия действительно хочет решить конфликт на востоке Украины, она должна быть готова поддержать размещение миротворческой миссии ООН в регионе. Эта миссия будет способствовать мирной реабилитации региона, обеспечит контроль границы в зоне конфликта и возвращение перемещенных лиц. Это могло бы создать благоприятные базовые условия для надлежащего выполнения принципиальных положений Минских договоренностей, прежде всего, о проведении легитимных местных выборов. В качестве успешной модели мирного реабилитации и реинтеграции К. Бильдт предлагает пример "надлежащего вмешательства" ООН и создание осенью 1995 института временного международного протектората (UNTAES) - Переходного администрации ООН для пограничного с Сербией региона Хорватии.
Позиция российских политиков и экспертов
Российская газета "Коммерсант" приводит мнения известных российских экспертов, которые поддерживают идею введения в Украине миротворческой миссии:"Присутствие миротворцев под эгидой ООН - единственный способ покончить с войной в Донбассе". Однако, по мнению российских специалистов, Пакетная сделка Минск-2 не предусматривала участия миротворцев ООН в Украине только по одной причине: Порошенко тогда был категорически против этого, а Евросоюз не был готов к такому шагу без согласия официального Киева. Некоторые российские эксперты считают, что миротворцы с мандатом Евросоюза будут неприемлемы для России, не считает ЕС беспристрастным игроком. Также возникает вопрос - на какую территорию распространяется мандат миротворцев? "Если они будут размещены на линии разграничения, в буферной зоне, такой вариант может быть выгоден России. Если же будет предпринята попытка разместить миротворцев также на российско-украинской границе, эта идея может вызвать неприятие Москвой, которая не хочет, чтобы граница стала препятствием для взаимодействия с ДНР и ЛНР »[4].
Преимущества развертывания миссии ООН
Введение указанной миссии ООН могло бы стать эффективным методом деэскалации и полного прекращения военной фазы конфликта; начать процесс мирной реабилитации региона; обеспечить надежный контроль российско-украинской границы в зоне конфликта, возвращение "временно перемещенных" или "внутренне перемещенных" лиц и беженцев; обеспечить их права избирать и быть избранными в представительные органы власти, реинтеграцию Донбасса в Украину с должным соблюдением всех международных норм и правил. Присутствие на востоке Украины международной миротворческой миссии ООН позволит перевести ситуацию в постконфликтную фазу, во время которой, при условии разоружения незаконных военных формирований и вывода несанкционированных иностранных подразделений при наблюдении коллективных международных миротворческих сил, может быть проведено объективное расследование военных преступлений и преступлений, совершенных против мирного населения. Моделью таких расследований могла бы стать так называемая переходная юстиция вроде той, что имела место в бывшей Югославии, когда расследование проводились международными судами. Только после таких расследований можно было бы рассмотреть вопрос о возможности амнистии.
В качестве успешной модели таких переходных процессов мирного реабилитации и реинтеграции можно рассматривать опыт "надлежащего вмешательства" мирового сообщества, в этом случае представленной Организацией Объединенных Наций, и создание в ноябре 1995 Переходного администрации ООН для "Хорватского Подунавья" - пограничного с Сербией региона Хорватии [5; 6].
История урегулирования в бывшей Югославии
и некоторые украинские аналогии
Как настоящее время на территории Донбасса, так и 20-25 лет назад в Хорватии сепаратисты поддерживались федеральной властью сербского диктатора Милошевича, который, как и Путин сегодня, настаивал на том, чтобы проблема решалась прямыми переговорами между сепаратистами и правительством Хорватии. В случае реализации этого плана такая политика могла бы привести только к замораживанию ситуации, легитимизации сепаратистского правительства РСК и последующего ее объединения в рамках "Великой Сербии", или продолжение de facto "независимого" существования.
Международная миротворческая миссия ОБСЕ в Хорватии, которая приступила к работе в январе 1998 параллельно с завершением мандата UNTAES, наблюдала за процессом постепенной передачи власти в регионе от Переходного администрации ООН к центральной власти и местных управленческих структур Республики Хорватия, соблюдением соответствующих международных норм и правил согласно Ердутськимы и Дейтонскими мирными договоренностями 1995г., а также проводила необходимую работу по организации и обеспечению местных выборов осенью 1999 года.
Проводя аналогии с мирным урегулированием конфликта в бывшей Югославии 20 лет назад при широком, активной и инициативной посреднической роли мирового сообщества, прежде всего ООН, НАТО и ЕС и перспективами положительного решения спровоцированной Россией кризиса на востоке Украины, следует обратить внимание на некоторые принципиальные различия, которые могут существенно усложнить применение в Украине "хорватского сценария". Обе кризиса были спровоцированы авторитарными режимами стран, исповедовавших политику политического и силового давления на соседей, стремились построить демократическое общество и добиться реальной независимости. Вместе с тем, если Сербия в середине 1990-х годов была лишь небольшим сегментом бывшей югославской федерации, которая продолжала трещать по швам и распадаться, с посредственной армией и устаревшим вооружением, РФ сегодня в военном отношении является одной из самых мощных государств мира, обладающий вторым ядерным арсеналом на планете, является постоянным членом СБ ООН и имеет высокий политическое влияние на Евразийском пространстве и огромный ресурсный потенциал.
Политические, военные и экономические позиции сербского режима того времени были близки к катастрофическим и не имели никаких весомых внутренних ресурсов, ни военных, ни экономических, ни каких-либо других. Страна находилась в жесткой международной изоляции и под жесткими санкциями ООН. С 1992 по 2000 гг. Была лишена членства в ООН, в этот же период было приостановлено ее членство в ОБСЕ, до 2002 г.. Ее не принимали в Совет Европы. Находясь в такой изоляции и под таким единодушным международным давлением режим Милошевича фактически был готов согласиться на любые коллективные решения и побуждения Запада, поскольку не мог этом ничего противопоставить, оставаясь в полной изоляции. Даже определенная политическая поддержка такого исторического союзника Сербии, как Россия, была довольно ограниченной и недостаточной для продолжения противостояния.
Такие соображения относительно внутренних объективных факторов обоснования причин раскола на востоке Украины внушают определенный оптимизм. В то же время, главный внешний фактор, провоцирующий эскалацию конфликта на востоке Украины, к сожалению, значительно более мощным по сравнению с деструктивным фактором режима С. Милошевича в бывшей Югославии. Кроме того, степень решимости, единстве и бескомпромиссности мероприятий мирового сообщества, в том числе военных, предпринятых ею в противостоянии агрессору в 1990-х годах, и сегодняшние реальные шаги являются несопоставимыми. Вместе с тем, есть основания надеяться, что в случае совместных решительных, настойчивых и согласованных усилий Украины и Запада ситуация в Донбассе могла бы получить конструктивное развитие по описанному успешным хорватским сценарию. В любом случае, расширение переговорного формата вокруг процесса урегулирования военно-политического кризиса на востоке Украины (с "Нормандского" формата до "Женевского" и далее к более широкому в рамках ООН) представляется полезным и перспективным, открывать новые возможности для применения имеющегося в ООН миротворческого опыта и инструментария [7], должно ускорить процесс окончательного разрешения конфликта и придать ему большую легитимность.
Попытки реализации идеи введения
миротворческого опыта ООН и ЕС в Украину
В ходе заседания СБ ООН 12 декабря 2015 министр П. Климкин заявил, что Украина настаивает на введении ООН в Украине миротворческой миссии: "Я настоятельно призываю еще раз РБ взять на себя руководство по созданию подобного рода миссии". Он напомнил, что Украина в марте официально обратилась с просьбой в ООН развернуть операцию по поддержанию мира, чтобы обеспечить выполнение Минских договоренностей. Отмечено, что для обеспечения устойчивой деэскалации ситуации в Украине необходимы комплексные международные действия. По словам министра, миротворческая миссия ООН или расширения СММ ОБСЕ позволит обеспечить выполнение таких положений Минских договоренностей, как разоружение незаконных вооруженных формирований, мониторинг и проверка вывода российских войск и оружия, обеспечение гуманитарной помощи и надлежащих возможностей для проведения местных выборов в соответствии со стандартами ОБСЕ [8].
Во время этого же заседания СБ ООН Представитель США в ООН С. Пауэр заявила, что Россия продолжает уклоняться от выполнения Минских договоренностей, не признает факта своей агрессии и пытается перевести процесс урегулирования в другое русло. По ее словам: "В октябре Президент РФ заявил о приверженности стандартам, предусмотренным минского договоренностям, согласился, что срочно необходимо согласовать проведение выборов по этим стандартам. Однако с тех пор сепаратисты отвергали предложения Украины и ОБСЕ из-за того, что они включали доступ свободных СМИ и Украинский политических партий. в результате жители на неподконтрольной украинской власти территории Донбасса не смогли избрать своих представителей одновременно с местными выборами в Украине ". Она отметила, что для достижения мира ежедневные нарушения по линии соприкосновения должны прекратиться, тяжелое вооружение необходимо отвести от линии фронта, СММ ОБСЕ необходимо открыть доступ, до границы, а выборы необходимо провести в соответствии с украинским законодательством и стандартами ОБСЕ. Выборы в Донбассе является ключом к выполнению Минских договоренностей, и США считают недопустимым их промедления и настаивают на том, чтобы Россия способствовала созданию условий для их проведения.
Тридцатого декабря 2015 во время телефонного разговора с лидерами "Нормандской четверки" для поддержания порядка и обеспечения безопасности во время избирательного процесса Президент Украины П. Порошенко снова предложил развернуть на территории оккупированных районов Донбасса специальную миссию Евросоюза по соблюдению мира в рамках Общей политики безопасности и обороны ЕС. Указанное свидетельствует, что идея развертывания на востоке Украины международной миротворческой миссии ООН, а также по возможности ЕС, остается на повестке дня переговоров руководства Украины с высокими международными представителями.
Итак, учитывая накопленный за 70 лет существования ООН богатый миротворческий опыт в различных регионах мира и различных сложных политических и безопасности условиях, думается, что имеющиеся серьезные проблемы на востоке Украины при привлечении миротворческого потенциала этой организации могли бы достаточно быстро получить положительный импульс к урегулированию. Хотя для этого обязательно необходимо принятие специального решения СБ ООН и соответствующее согласие на это РФ, как постоянного члена СБ. Есть надежда на то, что после вступления Украины в 2016-2017 гг. Статуса непостоянного члена СБ у нее появятся некоторые дополнительные возможности продвижения данной инициативы.
Поскольку позиция России по развертыванию миссии ООН на востоке Украины не является на сегодня кардинально антагонистической, следует, что при настойчивого продвижения данной инициативы, аргументация ее полезности и эффективности, а также обручения поддержкой большинства стран-членов ООН, прежде всего ведущих государств-членов СБ, она имеет неплохие шансы для реализации. Конкретная модель, схема и способ ее воплощения в жизнь могут быть разработаны соответствующими специалистами ООН и ее стран-членов на основе богатого исторического опыта проведения подобных международных миротворческих операций.
Список использованных источников:
1. Інформація інтернет-ресурсу Кореспондент // korrespondent.net/ukraine/3523311-rada-razreshyla-dopusk-myrotvortsev-v-ukraynu
2. Новини CNN // edition.cnn.com/videos/tv/2015/08/21/exp-gps-sikorski-sot-putin.cnn
3. Bild C. Peacekeepers in Ukraine? It's possible // The Globe and Mail. - Tuesday, July 21, 2015.
4. Інформація інтернет-ресурсу Кореспондент // korrespondent.net/world/russia/3482802-pressa-rossyy-zachem-kyev-pryhlashaet-myrotvortsev
5. Лоссовський І. Про миротворчу операцію ООН в
"сепаратистському" регіоні Хорватії: Деякі аналогії та успішний досвід
для Донбасу з Балкан // Газета "День". − № 134 (4502). - 30 липня 2015
р. - С. 3.
6. Лоссовський І. Миротворча операція ООН в
"сепаратистському" регіоні Хорватії (1995-1998 рр.): історичні аналогії,
принципові відмінності та успішний досвід для Донбасу // Центр
дослідження Росії. - 04.08.2015 // www.r-studies.org
7. Федоров В.Н. Организация Объединенных Наций,
другие международные организации и их роль в 21 веке. - М.: Логос. -
20007. - 940 с.
8. Веб-сайт Постійного представництва України при ООН // http://un.mfa.gov.ua/ua/press-center/news/43155-vistup-ministra-zakordonnih-sprav-ukrajini-pklimkina-na-zasidanni-rb-oon-shhodo-situaciji-v-ukrajini-en
АННОТАЦИЯ
Опыт урегулирования конфликтов на пространстве ОБСЕ при ведущей роли этой организации свидетельствует о общей тенденции их замораживания. Наиболее успешными примерами урегулирования в ЦВЕ можно считать конфликты на просторах бывшей Югославии 1990-х годов, где ведущая роль предоставлялась ООН, а вспомогательная - ОБСЕ, ЕС и НАТО. В статье рассмотрена модель урегулирования конфликта вокруг сербский анклавов на территории Хорватии. С учетом миротворческого опыта ООН проведены аналогии и прогнозы возможного развития ситуации на Востоке Украины на примере завершения войны в Хорватии и мирной реабилитации района хорватского Придунавья. Аналогичная модель предлагается в качестве "плана Б" урегулирования военно-политического конфликта на Донбассе.