Tõmtšuk ATO ümberformeerimisest.
Относительно переформатирования АТО
Состоялось заседание рабочей группы по доработке законопроекта «Про
особливості державної політики з відновлення державного суверенітету
України над тимчасово окупованою територією Донецької та Луганської
областей України», ранее анонсированного секретарем СНБО А.Турчиновым. В
заседании приняли участие А.Турчинов, главы фракций коалиции и
депутаты, работающие над проблематикой в сфере нацбезопасности и
обороны, представители Администрации Президента Украины.
Работа
над законопроектом заканчивается (идет согласование некоторых деталей),
вскоре увидим его в Раде. Несколько ответов на вопросы по базовым
моментам:
- Зачем вообще нужен такой законопроект?
- АТО
позволила остановить наступление россиян на Донбассе и осуществить
освобождение достаточно больших территорий. Весной 2014-го это был
наиболее приемлемый формат, когда вместе с отрицанием Путиным своей
агрессии и серьезная часть международного сообщества, включая наших
партнеров, не верила в «российские корни» конфликта. Сегодня все
понимают, что это - не внутренний конфликт, а агрессия Кремля. Но и
сейчас, как бы кому не хотелось, мы не можем взять и объявить войну
России (учитывая, что она и теперь рьяно отрицает свою агрессию на
Донбассе) – просто не сможем бодаться военными и экономическими
потенциалами «напрямую», в ходе открытого военного противостояния двух
держав. Такая нынешняя «де-факто война без войны де-юре» – и есть суть
путинской «гибридной агрессии». На эти реалии мы нашли не менее
«гибридный ответ» в виде данного законопроекта, когда украинская армия
может использоваться для освобождения оккупированных россиянами
территорий без юридического состояния войны с РФ.
- Почему вопрос переформатирования АТО возник только сейчас, на 4-м году войны?
- Да, вопрос о несоответствии АТО реалиям конфликта стоял давно, но
последней каплей стал фактический срыв Москвой Минского процесса, когда с
начала 2017 г Россия признала «документы» «ЛДНР», ввела в
оккупированных районах Донбасса «рублевую зону», загребла украинские
предприятия под видом «национализации», а сейчас устами Путина и его
шавок размышляет о дальнейшей по сути интеграции «ЛДНР» в РФ. Эти шаги
россиян заставляют нас форсировать вопрос признания данных территорий
оккупированными (да, это надо было сделать давно, но это не значит, что
по этой причине не надо этого делать сейчас) и переформатировать АТО,
поскольку понятия деоккупации и антитеррористической операции
несовместимы.
- Чем предлагается заменить АТО?
- По сути –
войсковой операцией, руководимой не СБУ (как сейчас, в режиме АТО), а
Оперативным штабом. Общее руководство Оперативным штабом будет
осуществлять Президент как Верховный Главнокомандующий, по вопросам
обороны также руководство осуществляет Генштаб. Президенту дается право
как решать вопросы использования сил и средств ВСУ в операции, так и
привлекать другие силовые структуры, но под общим руководством военных.
Все нынешние военно-гражданские администрации или военные администрации в
случае создания последних также «замыкаются» на Оперативном штабе.
- Будет ли вводиться военное положение?
- Законопроект (вполне в русле нынешнего законодательства) позволяет
вводить военное положение на усмотрение Президента Украины. Однако надо
понимать, что Закон о правовом режиме военного положения – это не
инструмент использования ВСУ, как почему-то уверены многие. Военное
положение (а оно, согласно тому же Закону, может вводиться и без
состояния войны, а лишь в случае угрозы) облегчает в определенных
ситуациях обеспечение использования ВСУ. В целом же он направлен на
решение административных вопросов «под военных», на ограничение прав
граждан и СМИ, и т.д. (смотрим Закон "О правовом режиме военного
положения").
- Будет ли означать принятие данного законопроекта отказ Украины от Минска?
- Ни в коем случае. Наоборот, после фактического отказа России от
Минских соглашений, принятие данного законопроекта и переформатирование
АТО позволит вдохнуть жизнь в Минский процесс, укрепив самую важную
составляющую – касающуюся вопросов безопасности. Украина, как и ранее,
делает ставку на политико-дипломатический способ решения конфликта на
Донбассе. Однако защитить себя и принуждать любыми путями Россию к
выполнению Минска – наше святое право и обязанность.
И в
заключение. Еще и не видя законопроекта, многие наши эксперты и политики
уже усиленно критикуют его. Критика – это всегда хорошо, если она
конструктивна. Но уверен, что ни один из критиков не сможет на сегодня
предложить ничего более эффективного и соответствующего реалиям
конфликта на Донбассе. Если кто-то не согласен – нет проблем, ждем
предложений.
Kommentaare ei ole:
Postita kommentaar